# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Свердловский театр юного зрителя

Спектакль «Василий Иванович» в Свердловском ТЮЗе, 1944 г.

Известие о начале войны застало театр на гастролях в Оренбурге. Жизнь театра поменялась с той поры кардинально. В первые месяцы войны были призваны на фронт 33 человека театральных работников: машинисты сцены, кладовщики, бутафоры, осветители, начальник пожарной охраны. Ушли на войну ведущие артисты: Игорь Анохин, Андрей Веселков (погиб), Павел Шитяков, Юрий Казанцев (погиб), Владимир Розетти... Театр опустел. Оставшимся нужно было бороться за Победу в тылу. Ведь юный зритель нуждался в особом ведении. Очередной приказ Городского отдела народного образования за номером 539 от 1 сентября 1941 года ставил задачу: «В связи с отечественной войной неизмеримо увеличилась ответственность коммунистического воспитания детей и юношества в духе советского патриотизма и ненависти к кровавому фашизму Гитлера...».

О том, что график актеров вырос в десятки раз, рассказывают архивные документы всех театров военного времени. И ТЮЗовцы так же практически не покидали театр ни днем, ни ночью. Жилые комнаты, по сути, превратились в общежитие. Военное положение предполагало в основном репертуар патриотический. Нужно было поддерживать дух молодого поколения, помогать воспитывать храбрых духом, воспитывать человека со светлым взглядом на мир. Спектакли той поры делились на четыре основных направления: о войне, о детях тыла, русская и зарубежная классика и сказки.

«Василий Иванович», Е. Пермяк, 1944 г.

Над сильнейшими военными постановками и пьесами о детях тыла («Костя-партизан», «Это было зимой или наша Таня», «Как закалялась сталь», «Далекий край», «Василий Иванович», «Тяжкий млад») работали потрясающие мастера театрального искусства: режиссеры Владимир Игринев, Владимир Белов, Борис Смирнов, художники Николай Ломоносов и Иван Вахонин, композиторы Вячеслав Щелоков, Виталий Гевиксман, Борис Гибалин. Классика в театре считалась непременной, без нее репертуар ТЮЗа не был бы полноценным, на спектакли приходили всей семьей — «Женитьба», «Доходное место» и «Снегурочка» с музыкой Чайковского, ставшая особой удачей театра. Зрители жаждали волшебных историй, окунаясь в которые можно было забыть о страшной войне, историй, рассказанных ярким театральным языком, с талантливой музыкальным сопровождением, хоровыми напевами, танцевальной составляющей. Поставил «Снегурочку» Вениамин Битюцкий, ставший впоследствии директором Свердловской драмы. Музыкальной редакцией постановки занимался Николай Бакалейников.

«Сон в летнюю ночь», Игренев

Не забывали в театре и зарубежную классику. На сцене шел спектакль-событие «Сон в летнюю ночь». До свердловчан Шекспира в театрах юного зрителя страны не ставили. В прессе появились хвалебные отзывы, постановку называли яркой, поэтичной, музыкальной, писали: «Несмотря на военное время, Ломоносов малыми средствами сумел создать феерию, которая увлекала юных зрителей. Блестящий актерский ансамбль яркие образы, которые создали Белов, Фанбулова, Пильненко...». Публика любила и простые, бесхитростные сказки: «Мальчик-с-Пальчик», «Красная Шапочка», «Хрустальный башмачок». Но шли на сцене театра и сказки другого характера, направленные на поднятие человеческого духа, утверждающие силу русского характера «Ермаковы лебеди» поставленный по сказу Павла Бажова; «Сказка о Иване Царевиче и Земле русской», считавшаяся лучшим спектаклем-сказкой театра в годы войны.

«Ермаковы лебеди»

Ну и, конечно, театр не отказался от своих знаменитых Новогодних елок. На протяжении всех военных зим устраивались сказочные представления. Бытовало мнение, что «елки» проводить не стоит — война, негоже...Но ТЮЗовцы решили, что ребятне без сказки оставаться никак нельзя. Особенно любили малыши Снегурочку Нину Лаженцеву.

За годы войны было поставлено 30 новых спектаклей на сцене театра. Со спектаклями-композициями и концертами артисты ездили по госпиталям. В составе театральных бригад страны и области ТЮЗовцы отправлялись на фронт.

Артистка Нина Суворова вспоминала, как часто ходила в госпиталь, неподалеку от которого жила. То были не концертные визиты. Суворова помогала раненным, потерявшим в бою руки, лишившимся зрения писать письма родным. Приходила артистка и в дома семей фронтовиков, которым нужна была помощь.

Фронтовая бригада

Самым известным театральным «проектом» военного времени, пожалуй, можно назвать сборные театральные фронтовые бригады. Артисты всех сцен Союза объединялись в передвижные труппы и колесили по фронтам, преодолевая сложнейшийе дороги, попадая под обстрелы и бомбежки, привозя радость бойцам выступлениями из далекой, мирной жизни, которую так хотелось им приблизить. Так Мария Друян и Вячеслав Ядрышников отправились с сводной артистической бригадой в 1944 году на Третий Украинский фронт. В районе Варшавы выступали перед бойцами на передовой. Играли сцены из спектаклей, читали стихи Пушкина, Твардовского, Симонова. Сохранились воспоминания о тех поездках. Писала о военных «гастролях» и Нина Лаженцева. В 1942 году актриса была участницей сводной бригады Свердловска, Москвы и Ленинграда на Волховском фронте Ленинградского направления. Играли спектакль-композицию по мотивам постановки Нижнетагильского драматического театра «Человек с ружьем». Администратором группы был назначен муж Лаженцевой, на тот момент директор Свердловского ТЮЗа, актер Сергей Волков. Роль Ленина играл Александр Добротин.

Из воспоминаний Нины Лаженцевой

«Обслуживали в основном бойцов, отправляющихся на передовую. Играли, где придется: на машине в лесу, на случайных площадках, в полуразрушенных, битком набитых солдатами маленьких клубах и даже в сарае с коптилкой. Я исполняла роль сестры Шадрина, которого играл мой муж Волков, и вела монтаж. Объявляю: "Кабинет Владимира Ильича Ленина". Тишина. Выходит Добротин в гриме и костюме Владимира Ильича. Надо сказать, что и в жизни, а тем более на сцене у Александра Александровича было удивительное сходство с внешним обликом Ленина. Он выходит. Пауза. И вдруг — оглушительный гром оваций. Солдаты, стоя, долго аплодировали, затем тихо садились. И так каждый раз начиналось наше выступление»…».

В той поездке, по нелепой случайности Александр Волков погиб под колесами поезда на железнодорожном переезде. Нина Лаженцева позже писала, что тогда за одну ночь стала седой.