# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Театр оперы и балета им. Луначарского

Фасад здания Свердловского театра оперы и балета. Фотография Ф. Кислова

В военное время творческая жизнь Свердловского театра оперы и балета, как и других советских трупп, подчинялась особым законам военного времени. Фронтовые артистические бригады стали для театра одним из важнейших творческих движений. За пять лет артисты дали более четырёх тысяч фронтовых концертов в составе сборных бригад.

С Театральной площади танки уходят на фронт

Конечно, во многом, был перестроен и репертуар оперно-балетной сцены. Ставились патриотические спектакли. Осенью 1941 года была поставлена опера Россини «Вильгельм Телль» о героической борьбе швейцарского народа со своими угнетателями. Шла опера Кюи «Мадемуазель Фифи», либретто которой написано на сюжет известной новеллы Ги де Мопассана, воспроизводящей один из эпизодов франко-прусской войны 1870 г.

Не сходила со сцены и русская классика: «Иван Сусанин» Глинки, «Борис Годунов» Мусоргского, «Дубровский» Чайковского. Публика обожала «Пиковую даму», «Руслана и Людмилу», «Псковитянку». В 1944-45 годах афиша пополнилась западными операми: «Паяцы» Леонкавалло, «Чио-Чио-сан» Пуччини и «Отелло» Верди (в 1946 году постановка была удостоена Государственной премии, а ее создатели — дирижёр Маргулян, режиссёр Брилль, хормейстер Преображенский и исполнители главных ролей Азрикан и Н. Киселевская — получили звание лауреатов)

В театре вышли и новые советские постановки исключительно патриотического толка: «Надежда Светлова» Дзержинского, повествующая об обороне Ленинграда; «Суворов» Василенко, «Емельян Пугачёв» Коваля.

В первые дни войны ходили слухи, что в Свердловск будет эвакуирован Большой театр. Но сплетники ошиблись: балетная труппа отправилась в Куйбышев, а училище театра —в Васильсурск. В Свердловске же оказалась всего одна балерина. Зато какая! Будущая прима Майя Плисецкая. Пятнадцатилетняя балерина прибыла в Свердловск промозглым октябрем 1941 года...

"И путешествие поездом, и житье в Свердловске были сплошными мытарствами. Но так мучилась вся страна, и я не ропщу.

В Свердловске мы разместились в квартире инженера Падучева. Его фамилию я запомнила. В тесную трехкомнатную обитель, помимо нас, исполком поселил еще одну семью с Украины. Четыре женщины, четыре поколения. Прабабушка, бабушка, мать и семилетняя дочь. Сам инженер — человек добрый и безответный — с пятью домочадцами остался ютиться в дальней третьей комнате. Так и жили мы: 4×4x6, почти как схема футбольного построения.

Зима в Свердловске лютая. После шпицбергенских метелей организм и не думал принимать стужу пообвычнее. Кто-то из полярных путешественников сказал, что человек может привыкнуть ко всему — кроме холода. Это правда. Да и как привыкнешь. Пальтецо драповое — чуть коленки прикрывает. Ноги в часовых стояниях зябли отчаянно. О балете было забыто".

Из автобиографической книги М.Плисецкой «Я, Майя Плисецкая».

В Свердловске танцовщица провела год.

Свердловского балет на короткое время прерывал свою работу в связи с мобилизацией артистов. Но уже летом 1941 года творчество труппы возобновилось постановкой «Лебединого озера». В 1943 году балетмейстер Кононович реализовал на сцене театра «Конька — горбунка». В 44-м была дана премьера первого уральского балета «Каменный цветок» Фридлендера на сюжеты Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер». В том же году Анисимова поставила красивейший, яркий балет «Гаянэ» Хачатуряна. Полюбилась публике «Жизель» Адана, украсившая сцену в победном 1945-м году.

На военных афишах театра более тридцати 30 спектаклей. Свердловская опера не знала выходных. И, создавая прекрасное, театр погружен был в выполнение и невероятно важных гражданских своих обязанностей. Только в 1943 году, отказавшись от госдотации, Оперный сэкономил стране 860 000 рублей. В фонд обороны от театра поступило полтора миллиона рублей. На личные средства артисты приобрели и отправили на фронт три самоходные пушки, тёплые вещи, продовольственные посылки. Вместе с другими творческими коллективами страны собрали средства на эскадрилью «Советский артист». Работники театра участвовали в организации одного из госпиталей, дежурили по ночам у тяжелораненых бойцов, читали им газеты и книги, понимая, насколько важна была любая помощь.

П. Чайковский Ариозо Мазепы в исполнении Яна Вутирас