Мария Мотолыгина: «На конкурсе принципиальную роль играют характер и уверенность»

Редакция портала «Культура-Урала.РФ» продолжает публиковать интервью с участниками XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Герой сегодняшнего материала – финалистка номинации «Сольное пение» Мария Мотолыгина.

Мария окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова и ассистентуру-стажировку Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (класс профессора Л.П. Поляковой).   С 2016 по 2018 год работала в Екатеринбургском театре оперы и балета, где активно участвовала в действующем репертуаре и премьерных спектаклях. С 2018 года является участницей Молодежной оперной программы Большого театра России, где занимается под руководством Дмитрия Вдовина, Маквалы Касрашвили и Светланы Нестеренко. Участница мастер-классов Тамары Синявской, Сильваны Баццони, Джона Норриса, Ивари Илья, Элизабет Видаль, Пола Куррана и Любови Орфеновой.

Мария, в детстве у вас было желание стать музыкантом? 

Была предрасположенность к музыке, но осознанного выбора не было. У меня получалось, и мне это нравилось, да и родители поддержали. Музыка мной овладела в детстве и с тех пор не отпускает.

Как начинался ваш творческий путь на большую сцену, и какими были первые шаги в мире вокального искусства?

Достаточно интересно. В возрасте шести лет родители отдали меня в музыкальную школу на скрипку, и я девять лет училась у замечательного педагога Т.В. Малёнок. На протяжении всего этого времени, когда я не достаточно усердно занималась, она всегда говорила: «Маша! С твоим голосом стыдно играть фальшиво!». И когда тебе девять лет все время повторяют одну фразу, то невольно начинаешь задумываться. Закончив музыкальную школу по классу скрипки, мне стало интересно попробовать себя в вокале.

Сначала я училась два года в музыкальной школе, затем поступила в Саратовское музыкальное училище к замечательному педагогу М.В. Степанчук. Именно в этот период жизни я почувствовала профессиональный вкус, когда работаешь, преодолеваешь трудности, идешь вперед, и тебя это затягивает. В годы обучения в училище были и первые поездки на конкурсы, некая проба пера.

Закончив колледж, я поступила в Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова. В консерватории был уже более осознанный выбор профессии. Я понимала, что хочу развиваться и начала участвовать в программах стажировки и мастер-классах именитых музыкантов. Были и конкурсы, большей частью серьезные, но моей главной целью была не победа, а участие в этих мероприятиях, чтобы получить возможность увидеть уровень исполнителей, познакомиться с жюри и услышать рекомендации профессионалов. Резюмируя, можно сказать, что период обучения в консерватории был направлен на развитие.

Как вы оказались в труппе Екатеринбургского театра оперы и балета, и какие остались воспоминания?

Я приехала в Екатеринбург после окончания Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова на прослушивания и была принята в штат Екатеринбургского театра оперы и балета, где проработала полтора сезона. В труппе меня приняли очень тепло, я всегда чувствовала опеку, заботу и поддержку от старшего поколения.

Работу в театре вы совмещали с обучением, верно?

Да. Проработав в театре первый сезон, я начала понимать, что у меня есть желание учиться и корректировать технику исполнения. Волею случая, я узнала о Лилии Петровне Поляковой (профессор консерватории – прим. ред.). Я написала ей, мы встретились и после вступительных экзаменов меня зачислили в ассистентуру-стажировку. У Лилии Петровны удивительный класс: всегда царит теплая и дружеская атмосфера, все отношения построены на доверии. Для меня очень важен человеческий фактор, поэтому я очень довольна, что попала именно к ней.

А если продолжить тему образования, то как бы вы его оценили в Уральской консерватории?

В принципе, Уральская консерватория мне многое дала: и в плане голоса, и в плане других дисциплин. Я обогатилась знаниями, которые не были приобретены ранее. Единственное, чего я хотела пожелать, так это более комплексного подхода к обучению певцов. Например, введения дополнительных дисциплин в виде изучения певческих языков. Не грамматики, а именно вокальной дикции на разных языках. Это очень важный пласт образования, которому уделяется недостаточно внимания, и впоследствии именно он мешает развитию студентов-вокалистов, да и студентам других специальностей, наверняка, это бы сильно помогло в дальнейшем. В зарубежных вузах вокальная дикция вводится на ранних курсах, когда происходит становление техники певца. Хотя, скорее, это не проблема Уральской консерватории, а пожелание к системе образования в целом.

Есть ли дальнейшие творческие планы относительно Екатеринбурга?

Екатеринбург в моем сердце и моей судьбе занимает уверенное место, поэтому я ни в коем случае не планирую прощаться с этим городом. Так, например, в ближайших планах дать сольный концерт на сцене Уральской консерватории в следующем сезоне. Сейчас мы начали формировать программу, так что, надеюсь, получится что-то интересное.

Вы совсем недавно переехали из Екатеринбурга. Какие впечатления оставил город?

Сам город оставил у меня теплые, очень теплые воспоминания. Екатеринбург – открытый для меня город. Именно здесь я нашла большое количество друзей. Кроме того, Екатеринбург, по сравнению с моим родным городом Саратовом –  это крупный мегаполис, и, отчасти поэтому, мне было интересно здесь жить.

Сегодня вы входите в молодежную программу Большого театра России. Как вы считаете, какими качествами должен обладать исполнитель для участия в этой программе?

Главное – трудиться. Трудиться, не покладая рук, иметь здравую самокритику, понимать критику и выносить из нее полезное. В принципе, для певца очень важно оценивать себя адекватно, «не строить замков».

Что дает молодежная программа Большого театра?

Я расскажу на своем примере. На данный момент я нахожусь в программе полтора года, и для меня это очень большая база в плане вокальной техники. К нам часто приезжает профессура со всего мира, коучи по изучению языков, постановке дыхания, вокальной технике… Так, например, к нам приезжали певцы, которые уже закончили свою карьеру, но могут подсказать, как правильно петь на том или ином языке. У нас потрясающий педагог по актерскому мастерству: она помогает смотреть на произведения глубже. Раньше достаточно было прочитать и перевести материал, а сейчас хочется вникнуть в стиль, эпоху, исторический контекст, символизм. Благодаря этому начинаешь совершенно по-другому смотреть на произведение, иначе его ощущать. На мой взгляд, певец должен обладать не только хорошей вокальной техникой, но и осмысленным пением, ведь если нет одного из этих двух компонентов, то слушать вокалиста становится скучно и неинтересно.

На каких сценических площадках Москвы вас сегодня можно увидеть?

На данный момент моим местом работы является Молодежная программа, поэтому основная сцена сейчас – Бетховенский зал Большого театра. Иногда появляются какие-то другие проекты, концерты в Москве, но это возникает скорее стихийно.

Есть ли желание попробовать себя на зарубежных сценах? 

Конечно, есть, и, надеюсь, что в следующем году у меня это получится. После победы на конкурсе в Польше мне вручили специальный приз – спектакль в Варшавской опере. Сейчас мы ведем переговоры, уточняем репертуар, так что, если все сложится удачно, в будущем сезоне я смогу дебютировать на сцене Варшавской оперы.

Произведения каких композиторов вам ближе по духу и почему?

Из зарубежной музыки я очень глубоко чувствую, и меня вдохновляют произведения В.А. Моцарта. В данный момент работаю над партиями Фьордилиджи из оперы «Так поступают все» и Донны Эльвиры из оперы «Дон Жуан». Что удивительно, в нотном материале у композитора настолько все заложено – и эмоциональное содержание, и драматургия… Работа с нотным текстом меня увлекает. Кроме того, мне близка музыка Дж. Верди. Для голоса он, скорее, зрелый композитор со свойственным ему драматизмом и полнотой звучания.

Если говорить о русских композиторах, то очень люблю творчество П.И. Чайковского: как его камерную музыку, в частности романсы, так и оперы. В них какой-то особый мир, который просто затягивает. Хочется разбирать именно драматургию, психологию, детали, ведь нотный текст уже существует, а мы, как интерпретаторы, имеем право привнести что-то свое. Важно понять, как сделать персонажа живым, чтобы это была не просто красивая ария в исполнении певицы. Зритель должен увидеть жизнь на сцене: как у персонажа рождаются мысли, и что он переживает.

Когда впервые узнали о конкурсе Чайковского, и было ли желание участвовать?

Самое яркое воспоминание – это был конкурс Чайковского 2015 года. Я осознанно смотрела записи, и на тот момент мне это казалось чем-то недосягаемым, вершиной, на которую очень тяжело попасть.

Идея участвовать ко мне пришла где-то год назад. Летом я увидела условия третьего всероссийского музыкального конкурса, где было обозначено, что лауреаты первой премии проходят на первый тур конкурса имени П.И. Чайковского без отборочного тура по видео. Эта возможность мне показалась очень интересной, и я решила в нем принять участие, попробовать свои силы. Судьба распорядилась так, что на этом конкурсе я получила первую премию и автоматически стала участницей конкурса имени П.И. Чайковского.

Владимир Дудин, критик, о выступлении Марии в первом туре:

«Сопрано Мария Мотолыгина эмоционально донесла и арию Фьордилиджи Come scoglio, и арию «Глянуть с Нижнего» из «Чародейки» Чайковского, и романс «Забыть так скоро», в котором нашла исключительно свой интерпретационный код. Ария Настасьи после Моцарта прозвучала раздольно, широко, с истинно русской душой».

Получается, что участие в конкурсе П.И. Чайковского отчасти было запланировано?

Это не было запланировано. Это была цель. Потому что, когда идёшь на конкурс, ты должен понимать, зачем он тебе нужен. Если ты идешь на конкурс без цели – это обязательно скажется на уровне подготовки.

Успеваете ли вы следить за ходом конкурса?

Краем глаза, конечно, я смотрю. Мне хочется поддержать тех ребят, которые находятся в нашей команде, искренне за них болею и переживаю.  Конкурс имени П.И. Чайковского – это испытание на выдержку и прочность нервов: прямые трансляции, большое количество участников – это весьма волнительно для любого музыканта. Поэтому мы поддерживаем друг друга, насколько это возможно.

Владимир Дудин, критик, о выступлении Марии во втором туре:

«Выступление Марии Мотолыгиной было цельным, с соблюдением всех обязательных пунктов. Это и соответствие стилю со всеми вытекающими последствиями (объем звука, плотность эмиссии), и чистота, сила и красота звука без единой потери, и высокая эмоциональность, выразительность. Выгодно отличилась и программа, начавшаяся с восторженной арии Саломеи из «Иродиады» Массне и продолжившаяся kunstlied Брамса «Meine Liebe», в которых так кристально ясны были все буквы и ноты. Эта 29-летняя сопрано поет как уже сложившаяся музыкантская личность, дающая все основания говорить о стиле, характере ее интерпретаций, но что еще важнее – о невероятном воздействии на слушателя. В богатейшей палитре эмоций, чувств и мыслей певицы отыскались и те, которые подошли для залихватской песни «Зимушка-зима» в обработке А.Цыганкова. Для своего финала в полуфинале Мария выбрала предельно трагическое сочинение – арию Марты из «Пассажирки» Мечислава Вайнберга».

Второй тур позади. Если бы была возможность изменить программу или что-то в программе, вы бы сделали это?

Нет, я бы не стала ничего менять.

В чем секрет успеха на конкурсе, как вы считаете?

На конкурсе принципиальную роль играют характер и уверенность. Кроме того, исполнитель должен быть очень хорошо подготовлен, должна быть твердая программа, которой хорошо владеешь. Многие боятся совершить ошибку, и это добавляет дополнительный стресс (помимо эстрадного волнения), который испытывает каждый исполнитель на сцене. А когда есть уверенность, то появляется свобода в исполнении, а, соответственно, и шансы на успех.

 

Редакция портала «Культура-Урала.РФ» и все профессиональное сообщество Свердловской области желает Марии успешного выступления в финальном туре и победы на конкурсе.

 

Выступление Марии Мотолыгиной на первом туре XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского

Выступление Марии Мотолыгиной на втором туре XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского

Служба новостей портала "Культура Урала", фотографии из личного архива М. Мотолыгиной
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл