В историю всей музыкальной культуры Урала Михаил Васильевич Андрианов вписал одну из самых ярких страниц. Большой, нестандартно мыслящий музыкант, талантливый пианист, крупный руководитель – такое сочетание крайне редко встречается в одном человеке. Без малого сорок лет Михаил Васильевич возглавлял кафедру специального фортепиано и пятнадцать лет был ректором Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Совсем скоро в Асбестовском колледже искусств пройдет очередной конкурс памяти выдающегося музыканта. В преддверии этого мероприятия публикуем фрагменты материалов сборника Елены Федорович «Михаил Васильевич Андрианов: биография, воспоминания учеников».
***
Михаил Васильевич Андрианов родился 27 декабря 1937 года в Москве в семье крупного партийного работника. В 1939 году его отец Василий Михайлович был назначен первым секретарем Свердловского обкома и горкома партии. Весь труднейший военный период он руководил огромной областью, принимавшей эвакуированных и раненых и производившей технику и оружие для фронта. Тем не менее, В.М. Андрианов нашел ресурсы для того, чтобы в 1943 году, в разгар войны, открыть в Свердловске среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку, куда шестилетний Миша поступил в 1944 году. Его первым педагогом стал эвакуировавшийся из Киева известный музыкант Иосиф Давидович Глезер. У него Михаил получил высококачественную фортепианную «школу».

Вскоре после войны В.М. Андрианов был избран членом Оргбюро ЦК ВКП(б) и назначен заместителем начальника управления по проверке партийных органов ЦК. В результате всех этих назначений его семья была отозвана в Москву.
Михаил окончил ССМШ имени Гнесиных и поступил в Гнесинский институт, в класс одного из виднейших музыкантов страны Самуила Евгеньевича Фейнберга. Именно период учебы у Фейнберга, музыканта огромной эрудиции и культуры, во многом стал определяющим для профессионального становления М.В. Андрианова.
На последнем курсе из-за болезни профессора Андрианов был переведен в класс Теодора Давидовича Гутмана, у которого впоследствии окончил и аспирантуру. Так в его профессиональном облике соединились черты двух крупнейших отечественных фортепианных школ: С.Е. Фейнберга и Г.Г. Нейгауза, чьим учеником был Гутман; а также самого Гутмана, самобытного музыканта и педагога.
По окончании института Андрианов, имевший отца – члена Президиума ЦК, а позднее – замминистра госконтроля СССР, отправился... преподавателем в Тамбовское музыкальное училище. Этот штрих весьма характерен для Михаила Васильевича: высочайшая принципиальность, предельная скромность, отторжение любых привилегий.
В Тамбове Михаил Васильевич в возрасте 22 лет начал свою преподавательскую деятельность. Здесь Михаил Васильевич встретил и свою любовь – 18-летнюю студентку Эмму Пономаренко. Он готовил ее к выпускному экзамену, после чего они поженились, а по окончании трехлетнего срока его работы в Тамбове вместе приехали в Свердловск. Начиная с 1963 года, Михаил Васильевич навсегда связал свою судьбу с нашим городом. Здесь развернулась его активная исполнительская и педагогическая, а затем и административная деятельность.
Михаил Андрианов-пианист сразу привлек к себе внимание искушенной свердловской публики. В его искусстве соединялись эмоциональная глубина, прослушанность и выверенность всех элементов музыкальной ткани и великолепный, масштабный пианизм.
В 1960-е – 90-е гг. Андрианов неоднократно выступал на сцене Свердловской филармонии. Он играл с оркестром под управлением таких дирижеров, как М. Паверман, А. Фридлендер, Н. Чунихин, В. Кожин, А. Чистяков и другие. Каждое его выступление в Филармонии, на сценах консерватории и в других городах становилось событием.

Сразу после приезда в Свердловск началась и педагогическая деятельность молодого пианиста. Он стал преподавать в консерватории, а с 1965 г. возглавил кафедру специального фортепиано. Он заведовал кафедрой без малого сорок лет, до 2005 года, с небольшим перерывом, вызванным исполнением ректорских обязанностей.
Необыкновенный педагогический талант Михаила Васильевича раскрылся очень рано. Уже в первый период работы в его классе появились яркие студенты, среди которых Н. Атлас (Якимова), Б. Орлов, М. Биндер, О. Гайдамович, А. Глаголев, Н. Рыбакова, А. Букреев, О. Расковалова и многие другие. В классе М.В. Андрианова училась и его супруга Э.Д. Андрианова, впоследствии один из ведущих педагогов десятилетки. Их человеческий и творческий союз продолжался всю жизнь – многих учеников Михаила Васильевича подготовила в десятилетке Эмма Дмитриевна. Вместе с тем, Михаил Васильевич никогда не выбирал себе лучших, наиболее ярко одаренных студентов: он умел и любил работать со студентами любого уровня и неизменно добивался отличных результатов.
Трудно передать атмосферу любви и почитания, которая царила в классе Андрианова. Его исключительные и профессиональные и человеческие качества привлекали к нему молодежь; его внешняя замкнутость, за которой скрывался очень глубокий, добрый и искренний человек, не препятствовала внутренней близости с учениками.

В 1988 году Михаил Андрианов стал первым ректором, избранным всем коллективом УГК. Он возглавлял консерваторию в течение 15 лет, с 1988 по 2003 год. Это был труднейший переходный период в истории государства, когда менялись формы государственного устройства, собственности, руководства, и иногда вставал вопрос о сохранении академического музыкального образования вообще. Консерватория была сохранена и получила возможность развиваться дальше.
Несмотря на сложность своих ректорских обязанностей, Михаил Васильевич продолжал концертную деятельность. Поздний период его творчества был проникнут особой глубиной, отличался масштабностью, а порой и настоящими «откровениями». Так, в конце 1980-х гг. всех потряс концерт в Филармонии, где Андрианов исполнил в один вечер Третий и Четвертый концерты Рахманинова. В середине 1990-х Михаил Васильевич совершил поистине триумфальную поездку во Францию: его исполнение Второго концерта Рахманинова в Париже стало крупным культурным событием.
Его безвременный уход из жизни в 2005 году стал потрясением не только для учеников, но и для всех серьезных музыкантов Урала. Стало ясно, что Михаил Васильевич Андрианов был одной из тех основ, на которых во многом держалась уральская фортепианная школа.