Валерий Фомин, режиссер и художник-мультипликатор, 60 лет назад запустил в эфир местного телевидения и практически в космос первый свердловский мультфильм. Доброго киносказочника не стало в конце апреля 2023 года.
Мультпривет для Терешковой
Рисованный фильм, придуманный вчерашним маляром Валерием Фоминым и воплощенный группой студентов Свердловского художественного училища, был снят, если можно так выразиться, «в присутствии бога» и на хайпе. Назывался он «Саваоф на орбите», сюжет крутился вокруг супермодной тогда темы космонавтики. В стране, исповедующей атеизм, протолкнуть на экран толику божественного можно было только под ироническим соусом (смотри: кукольный спектакль Сергея Образцова «Божественная комедия» или эпизод с мальчиком в «Бриллиантовой руке»). Наверняка подразумевалась создателями орбитального Саваофа и растиражированная антирелигиозной пропагандой байка, что темные советские старушки все выспрашивали у Гагарина, мол, не видал ли ты бога, сынок, когда в космос летал.
А в момент выхода фильма, в 1963 году, Советский Союз праздновал новую победу на пути покорения космического пространства, запустив на зависть заокеанским конкурентам еще и фем-повестку. В полет отправилась Валентина Терешкова, одновременно с ней, но на другом корабле, стартовал Валерий Быковский – что было двойным рекордом.
Молодые ушлые уральцы вовремя подсуетились и послали звездным героям по случаю приземления свое видеоприветствие. Первый свердловский мультфильм – для первой женщины-космонавта, не какая-нибудь телеграмма-молния. Вскоре из центра пришел ответ: «Спасибо, ребята!», который воодушевил Валерия, все еще имевшего статус кинолюбителя, на будущие творческие свершения.
«Бога прокоптили»
Но агиткой «Саваоф на орбите» не был, скорее, милой кинозарисовкой, причем, с экологическим уклоном! Почти как в «Маленьком принце» с его посылом, что планету прибирать надо.
К великому сожалению, фильм считается утраченным, поэтому о том, каким он был, мы можем судить лишь в пересказе людей, принимавших участие в его создании.
Условный индустриальный Свердловск, изображенный на экране, совсем не казался раем на земле. А выглядел даже отталкивающе, непатриотично. Доставал он и небеса.
«У нас грязь, трубы дымят, город заводской, полно везде сажи, и аж прямо бога прокоптили. Бедный Саваоф почернел и спустился на землю поругаться», – так воспроизводит завязку сюжета инициатор производства студенческого мультика, а по нынешним раскладам, считай, продюсер Ольга Сочнева. В те годы – пробивная секретарь комсомольской организации художественного училища.
Недолго думая, она отправилась на Свердловскую киностудию и попросила выделить сотрудника, который объяснил бы юным художникам-энтузиастам азы мультипликации. Таким человеком стала недавняя выпускница ВГИКа Нина Павловская. И работа завертелась, как в настоящем киноцехе. Сначала, правда, «на коленке». Но вскоре активных ребят заметили: их пригрело у себя под крылом Свердловское телевидение. Другими словами, проект взяла под свою опеку серьезная продакшн-компания.
Ольга Сочнева, впоследствии тоже как художник-постановщик посвятившая жизнь искусству анимации и кукольного театра, не без гордости вспоминала:
«Взяло над нами шефство телевидение. Основную работу делал Фомин. Он дома на кальке рисовал фазы. А потом мы, стайка, человек семь, собирались и их «оживляли». Телевидение нам выделило комнату на первом этаже в старом здании с колоннами, все помпезно было».
«Я любил рисовать пьяниц»
Сценарий и главного всевышнего персонажа, пусть не икону стиля, тоже скреативил Валерий Фомин. Как появился Саваоф, он объяснял просто:
«Нарисовал персонажик с нимбом – дедушка маленький. Кальку на штифтах расположил – смотрю, бегает. Стал дальше делать. Он побежал-побежал и выбежал в большое кино».
Другого вот уж поистине культового героя придумывать не пришлось. В небольшом камео, по-театральному говоря, как «бог из машины», вернее, в ракете – в кадре появлялся Гагарин. Пролетая между звезд, он махал Саваофу, который маялся в дыму и угаре, и приглашал его сойти с небес. Дескать, давай, помоги себе и людям.
А внизу, где располагался Седой Урал, было все не славу богу и сильно нетрезво. Боженька на облаке все же спускался на землю.
«На земле все противно выглядело, пьяницы ходят, – живописал происходившее в фильме Фомин. – У меня в фильме пьяница был. Бог случайно встретился с ним, а сам он такой маленький – Саваофик. А пьяница здоровый, сверху вниз разговаривает. А пьяниц-то я любил рисовать, они получались у меня».
Кончалось все хэппи-эндом, как в сказке. Следуя гагаринскому завету, Саваофик давал пример грядущим эко- и зоозащитникам, творил очистительные чудеса, спасал птичек. И трубы переставали дымить, и мир опять становился прекрасен. Несколько утопичная модель развития для промышленного города почему-то никого не смутила. «Саваоф на орбите» стал первым сделанным в Свердловске мультфильмом, который был показан по телевидению.
Крохотный фрагмент-новодел утраченной картины Фомин ре-анимировал в 2020 году по просьбе Марины Панасюк, автора документального сериала «Тайны уральской анимации». Это авторское повторение по мотивам – фактически изошутка, выполненная по старинке карандашом на кальке, хотя бы в какой-то степени может дать представление о фильме, с которого начиналась история свердловской анимации.
«А потом вгикнулся и поехал домой»
С заводской средой Валерий Фомин был знаком не понаслышке. Реально семнадцатилетним пареньком (это избитый газетный штамп советских времен) он пришел на Уралмаш, где трудился маляром. Настоящий художник кино, «блистательный режиссер», как назвал его в телеграм-некрологе шеф-редактор «Союзмультфильма» Сергей Капков, так и не сумел получить профильного образования.
«Фомин был художником-постановщиком кукольных спектаклей в Свердловске, но как-то прикипел к этому искусству, хотел освоить его. Он не поступил во ВГИК, уехал в Киев, где работали замечательные режиссеры».
К числу «замечательных» относился, например, Давид Черкасский, тот, что явил миру «Приключения капитана Врунгеля». В анимационной мекке на отшибе – на студии «Киевнаучфильм» – Фомин работал художником-мультипликатором в 1965-1966 годах, пройдя такую школу, что в главном кинематографическом вузе его позже «прокатывали» с треском.
В одном интервью Валерий Иванович раскрыл подробности своей профнепригодности:
«Я два раза поступал. В первый раз меня приняли, но я был с тройкой. И вдруг с опозданием приехали наши братья-болгары, и тогда Иванов-Вано собрал нас, троечников, и сказал: «Вы, ребята, пока переждите, на следующий год мы вас примем». Мне было стыдно возвращаться в Свердловск, и я отправился в Киев. Там была хорошая компания. Ребята за полгода обучили меня рисованной анимации, и еще полгода я успешно там работал как мультипликатор – на фильмах моего учителя Давида Черкасского, Ирины Гурвич, Евгения Сивоконя. А на следующий год снова не поступил: получил три двойки по специальностям «живопись», «портрет» и «композиция».
По словам Фомина, руководитель курса Иванов-Вано просто посчитал, что нечему учить сложившегося профессионала, работавшего на большой студии. Однако теперь с тремя двойками было стыдно уже возвращаться на «Киевнаучфильм», и Валерий Иванович вернулся на Свердловскую киностудию техническим специалистом.
Что смотреть?
Первый самостоятельный фильм Валерий Фомин поставил в 1970 году в соавторстве с другой легендой мультипликации Урала Анатолием Аляшевым, что прославится сагой о муми-троллях. В названии этой 15-минутки «Мартышка и смычки» явно проглядывал каламбур на басню «Мартышка и очки». По сюжету на музыкальном конкурсе почему-то с участием пингвинов все портит обезьянка, видимо, подпавшая под дурное влияние рока, исполняя нечто, напоминающее буги-вуги.
Фильм задаст тон для последующих работ режиссера. Большинство из них будут музыкальны и украшены песнями. Вернется он и к персонажам. В 1983-м снимет полярную историю «Пингвинёнок», а затем трилогию «Про Веру и Анфису» (про девочку и ее обезьянку). Автором сценария выступит великий (детский писатель) и ужасный (по характеру) Эдуард Успенский. Фомин не боялся работать с мастерами. У него пел и озвучивал Анатолий Папанов, закадровый текст читал Олег Басилашвили. Музыку писал Григорий Гладков («Пластилиновая ворона»).
Дважды Фомин экранизировал Бажова – сказы «Синюшкин колодец» и «Травяная западёнка». Один раз – Мамина-Сибиряка: «Сказка про Комара Комаровича» наиболее безупречная по своим внешним художественным достоинствам работа мастера.
Авторской анимацией (тем, что странно именовалось «мультфильмами для взрослых») Фомин никогда не занимался. Но его фильмы «для детей» с удовольствием смотрелись и возрастной аудиторией.
Творческий пик – трилогия «В гостях у деда Евлампия», удостоенная Государственной премии, пришлась на самую разруху кинопроизводства на Урале, на лютые 90-е. Но и цензурно неподконтрольные. В этих кукольных фильмах, выступив чуть ли не во всех ипостасях, – и швец, и жнец, и сценарист-режиссер-художник – автор окончательно распоясался, показав уральскую удаль. Наиболее развязен и сюрреален первый выпуск «Супостат», где выпукло дан образ иноземного врага, мерзкого головастика, который прилетает на железной птице и сеет на наших полях срамные яйца (!) с дурманящей отравой.
Последний фильм «Мы все из сказки» Валерий Иванович снял в 2001 году.
Валерий Фомин был во всем первопроходцем. Он занес бациллу мультипликации на Свердловское телевидение, что стало причиной отличной киноэпидемии. Сделал первый художественный мультфильм на Свердловской киностудии, став прародителем знаменитой уральской школы анимации, которая принесла плоды в виде Золотой Пальмовой ветви и «Оскара». Он же был признан лидером всеобщего рейтинга самого первого фестиваля анимационного кино в Тарусе (Суздале).
«А сзади не хотелось бегать, вот и вперед забегал», – усмехался Фомин, точь-в-точь лукавый дед Евлампий.