Музей истории Екатеринбурга рассказывает историю площади Парижской Коммуны

Новый выставочный проект Музея истории Екатеринбурга знакомит с амбициозными архитектурными проектами, которые так и не получили свое воплощение.

Выставка «Призраки площади. Увидеть Париж Свердловск и умереть!» знакомит с историей площади Парижской коммуны – какой она могла быть. Кажется, что сейчас в пространстве перед Урал Оперой и учебным корпусом УрФУ ничто не напоминает о грандиозных планах.

«1920-е годы – это годы амбиций. Екатеринбург стал столицей гигантской Уральской области, затем превратился в город Свердловск. Эти символические административные изменения должны быть подкреплены изменениями градостроительными, которые меняют существующую ткань горда. И вот тогда появляется идея о создании новой главной площади города, которая автоматически бы стала главной площадью всего Урала. Взгляд архитекторов падает на бывшую Дровяную площадь, ныне площадь Парижской Коммуны, где располагался городской театр», – рассказывает куратор выставки Александр Думчиков. 

На площади должны были разместиться важнейшие объекты – Дом Советов, Дом промышленности, Дом печати, гостиница «Большой Урал», Синтетический театр. В 1920-1930-е годы в СССР проходили большие конкурсы, известнейшие советские архитекторы предлагали свои проекты зданий, составляющих площадь. На выставке представлены проекты, эскизы, чертежи, макеты, фотографии. Много материалов из московского Музея архитектуры им. А. В. Щусева, есть артефакты из государственных архивов, проекта «Территория авангарда», Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ, Свердловского краеведческого музея, частных коллекций.

В 1927 году именно площадь Парижской Коммуны была выбрана местом для памятника Якову Свердлову. Бронзовый Свердлов должен был указывать на будущее здание Дома Советов, место, где в городе заседает власть, но получилось иначе. 

У Дома промышленности были все шансы стать самым высоким зданием в СССР. Под него отвели квадрат улиц Луначарского – Малышева – Мамина-Сибиряка – Ленина, но построить удалось только корпуса на Мамина-Сибиряка и Малышева. Начали возводить и 15-этажную часть здания, но в 1935 году пожар уничтожил верхние этажи и от этой идеи отказались. 

Так и не состоявшаяся легенда Свердловска, Большой синтетический театр, имел амбиции крупнейшего театра Европы. В здании планировалось разместить концертный зал, кинематограф, библиотеку, спортзал. Предполагалось, что здесь же будут проходить собрания и съезды, вплоть до движения через театр демонстраций и парадов воинских частей. На проектные работы уже были выделены первые средства, но сроки постоянно сдвигались и в итоге к строительству театра так и не приступили.

Центром притяжения выставки стал 3d-макет площади Парижской Коммуны, выполненный бюро «Плотинка», который позволяет увидеть, как в целом должен был выглядеть архитектурный ансамбль.

Проект реализован при поддержке Министерства культуры Свердловской области. Выставка открыта с 30 мая на Карла Либкнехта, 26. (12+) Действует Пушкинская карта. 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Валерия Костюник
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл