Новый проект Музея истории Екатеринбурга «Исчезнувшие. Скульптура в прошедшем времени» посвящен городским скульптурам, которые можно увидеть только на фотодокументах.
Выставка-ревизия «Исчезнувшие. Скульптура в прошедшем времени» рассказывает о монументах, которые не сохранились до наших дней. Часть – по идеологическим причинам, часть – из-за недолговечности материалов, какие-то скульптуры изначально задумывались как временные.
Основой проекта стали фотографии из фондов Музея истории Екатеринбурга, а также материалы из коллекций известных краеведов Василия Дрогалева, Виктора Малькова, Григория Мокрушина. Здесь редкие памятники уездного Екатеринбурга, гипсовые скульптуры 1930-1950-х годов, агитационно-массовые произведения.
«Я мысленно продляю название этой выставки – «Исчезнувшие. Проявление». В широком смысле городская скульптура сопутствовала всей истории человечества на земле екатеринбургской. Но к счастью, на рубеже XIX-XX веков появилось фотографическое искусство, сумевшее запечатлеть некие исчезающие натуры и теперь не обязательно быть археологом, чтобы это увидеть. И эту историю можно восстановить в ретроспективе благодаря альбомам и фотоархивам», – отмечает директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев.
Среди исчезнувших памятников – бронзовые бюсты Екатерины I и Петра I. В 1917 году они были сбиты с постаментов и разбиты под молотом Верх-Исетского завода. Один из постаментов в 1991 году переместили во двор Музея архитектуры и дизайна – впоследствии на нем установили бюст Петра Первого, дипломную работу студента УрГАХУ Геннадия Чехомова. Однако с этой скульптурой тоже не обошлось без приключений – она стала объектом для проекта уральского художника Александра Голиздрина.
«Это был практически первый партизанский фестиваль в городе. Он пришел однажды ночью и залил памятник Петру в лед. Я на тот период работал в Историческом сквере комендантом, поэтому прекрасно помню то утро – я писал объяснительную в администрацию, куда исчез Петр и почему там стоит лед. На самом деле все боялись, потому что бюст мог треснуть во льду, но решили не трогать, дождались теплой погоды и осторожно все сняли», – вспоминает хранитель отдела фондов Музея истории Екатеринбурга Сергей Скробов.
Удивительна история скульптур, некогда украшавших набережную от проспекта Ленина до стадиона Динамо. Она была спроектирована в 1930-е годы по образцу итальянских набережных времен правления Муссолини.
«Там поставили в основном скульптуры спортсменов – девушка с веслом, девушка-пловчиха. Они стояли до конца 50-х-начала 60-х годов, когда запретили украшательство в архитектуре. Набережную можно было отреставрировать, но поступили проще – скульптуры просто разбили и перевезли в дендрарий на улице 8 марта. Если вы будете гулять по дендрарию, и увидите рядом с часовней Александра Невского декоративную горку – внутри нее засыпанные скульптуры с набережной пруда», – рассказывает Сергей Скробов.
В музее говорят, что в экспозицию вошла лишь пятая часть материалов о скульптурах города, которые не сохранились, поэтому выставку планируют с продолжением.
Сопровождает выставку фестивально-экскурсионный проект «Темные аллеи», продолжение программы 2022 года «Сады в августе». Новый сезон прогулок по паркам, скверам, садам и огородам города стартует 2 июля экскурсией «"Жизнь" и "смерть" дворов городка Госпромурала». Полная программа пешеходных экскурсий проекта появится на сайте музея.