Эрмитаж среди технических музеев. Путешествуем по Музейному комплексу в Верхней Пышме

Сколько длится танковый бой? На какое расстояние стреляет «кувалда Сталина»? Какие машины стояли в гараже Николая II? Кто из правящей династии управлял автомобилем, а кто предпочитал карету? Откуда в музей попадает военная и гражданская техника? Правда ли, что СССР рассчитывался по ленд-лизу до 1970-х? Что можно увидеть в выставочных центрах «Парадный расчет» и «Крылья Победы»? 

Сотрудники Музейного комплекса в Верхней Пышме немного ошалели от града вопросов, которые рождались у команды портала «Культура Урала», решившей посетить легендарную музейную площадку.

Количество и качество экспонатов этого музея поражает всех гостей без исключения. Это своего рода Эрмитаж среди технических музеев. Сейчас этот музей входит в топ мест, которые необходимо посетить в Свердловской области. Обойти его можно за несколько часов, но это как съесть за 10 минут первое, второе и десерт – насыщение произойдет, а понимание нет. Стоит растянуть удовольствие. Чувства, которые он вызывает у посетителей: удивление, гордость, восхищение и немного зависть. Сейчас это один из крупнейших музеев техники в России.

Как «Журавли» вызвали к жизни новый музей

Горизонтальная протяженность музея – полтора километра. Кроме огромной открытой площадки, на которой расположены танки, «Катюши», пушки, самолеты, вертолеты, паровозы, подводные лодки, здесь находится несколько многоэтажных зданий – корпусов музея. В них выставлена самая редкая и ценная техника, представлена история военной формы и демонстрируется коллекция наград. При огромных площадях и внушительном объеме экспонатов – это сравнительно молодой музей. Его современная история началась в 2005 году, когда у проходной завода «Уралэлектромедь» в Верхней Пышме стали строить мемориал «Журавли» к юбилею Великой Победы. Создатели вдохновлялись песней на слова Расула Гамзатова: 

«Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей». 

Активисты из числа ветеранов попросили добавить к двум пушкам, которые установили у мемориала, хотя бы легендарный танк Т-34. Идею поддержали, музей начал расти. В 2016 году в Музейном комплексе насчитывалось уже 250 крупногабаритных экспонатов, сейчас их более полутора тысяч. Некоторые артефакты можно увидеть только здесь. Они сохранились в единственном экземпляре. Рядом с Музейным комплексом появилась железнодорожная платформа «Верхняя Пышма – Музей». Сюда приходит ретропоезд, который привозит экскурсантов из Екатеринбурга. Все сделано с размахом и уважением к достоинству посетителей. На популярных ресурсах отзывов можно прочитать, что сюда советуют приезжать не один раз. Действительно, количество экспонатов даже немного подавляет. 

Команда портала «Культура Урала» попросила сотрудников Музейного комплекса выбрать несколько самых важных экспонатов, чтобы читатели смогли представить, что же есть в коллекции. Из-за обилия редких образцов техники, выбор оказалась очень непростым. Музейный комплекс включает: Музей военной техники, Музей автомобильной техники, выставочный центр «Парадный расчет», Музей авиации «Крылья Победы». 

Сколько длится танковый бой и откуда берутся танки в музее

Железо, железо, тонны металла. На открытой площадке музея выставлены самолеты, паровозы, пушки, катюши, подводные лодки и, конечно, танки. Огромные махины, в которых сконцентрирован гений человеческой мысли: точный расчет, изобретательность. Чтобы создать танк, нужно соединить усилия десятков людей, пустить в дело около 30 тонн металла. А вот сам танковый бой длится в среднем 5-7 минут. 

В музее представлены десятки танков разных лет. Они, как тяжеленный бронированный кулак, занимают пространство северной части музея.

С самого начала создателей музея интересовала военная техника СССР и союзников периода Великой Отечественной войны. Именно она в изобилии здесь представлена. Недавно музей пополнился образцами трофейной немецкой техники.

Часто у посетителей возникает вопрос: откуда берут новые экспонаты и сколько стоит коллекция? От ответа на вопрос о стоимости сотрудники музея деликатно уклоняются. Старую технику, которая оказалась на армейских складах и полигонах, положено списывать и отправлять на переплавку, но при соблюдении определенных правил безопасности она может попасть в музей. Ходовая часть техники, которая выставлена в музее, всегда в рабочем состоянии, но сами машины демилитаризованы. 

Некоторые машины попадают в музей в результате специально организованных экспедиций. Паровозы с Ямала, которые использовали на строительстве участка трансполярной магистрали Салехард – Игарка, т.н. «мертвой дороги» в 1947-1953 гг., в несколько приемов вывозили в Верхнюю Пышму вертолетами Ми-26. В районе Мурманска были обнаружены останки редкого гидросамолета времен Великой Отечественной войны. Теперь экспонат находится в музее, так же, как и истребитель-бомбардировщик Bell P-63 Kingcobra. Его нашли поисковики на Дальнем Востоке – он разбился при перелете с Аляски. 

Частный музей в 2011 году получил статус Общественного филиала Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации. На сегодняшний день экспозиция открытой площадки музея занимает более 8 гектаров.

Танк Т-34

«Пожалуй, ни один танк в мире не снискал такой популярности, как советский танк Т-34. Эта легендарная машина стала символом Великой Победы и до сих пор в мире никем не превзойденным рекордом в мире танкостроения», – комментируют сотрудники музея. 

За четыре года танков Т-34 было выпущено более 65 тысяч.

Танк Т-34 представляет собой целое семейство танков, которые даже по внешнему виду отличались между собой. Форма башен, технология производства, калибры и так далее. На Урале была внедрена отливка башен. Литая броня позволяла лучше дифференцировать толщину бронирования, из неё легче изготавливать детали сложной конфигурации. Данная технология позволила увеличить выпуск башенных отливок с 5-6 в сутки до 40. Танки выпускали в Нижнем Тагиле, Свердловске, Челябинске, Сталинграде, Горьком, Харькове, Омске. В Сталинграде, когда бои уже велись в самом городе, продолжали выпуск Т-34.

В Верхней Пышме можно увидеть танк выпуска Сталинградского тракторного завода. Он отличался упрощенной конструкцией и удешевленным производством литых катков. Они выпускались без резиновых бандажей. Выставленный образец – участник боев. Об этом говорит пробоина в его правом борте.

Выставочный центр «Парадный расчёт»

После того как военную технику, собранную в музее, стали использовать во время торжественный шествий и разных тематических мероприятий, появилась потребность сделать отдельный павильон для ходовой техники. Он был открыт в 2020 году. Здесь можно увидеть ходовые образцы военной техники периода 1930-40-х гг., которые ежегодно принимают участие в торжественных шествиях в Верхней Пышме в честь Дня Победы.

В первом разделе представлена техника, участвовавшая в ноябрьском параде 1941 года и довоенных парадах: грузовые машины, различные модификации бронеавтомобилей, танки Т34-76, Т-35, КВ-1. Во втором разделе выставлена техника, принимавшая участие в параде Победы 24 июня 1945 года: разработанные в годы Великой Отечественной войны танки Т-34-85, самоходные установки СУ-76, ИСУ-152, образцы колесной техники и артиллерии.

«Кувалда Сталина»

Одним из самых ярких представителей советской артиллерии здесь, безусловно, является гаубица особой мощности Б-4. 

Это орудие отличала не только огневая мощь, но и мобильность, поскольку оно было на гусеничном ходу. Разработали его в начале 1930-х годов. 18-тонная гаубица участвовала в Советско-финляндской войне. В обстрелах линии Маннергейма при попадании в цель орудие могло разрушить самые мощные укрепления. Финские солдаты дали ей прозвище: «кувалда Сталина», а бойцы Красной Армии называли ее «карельский скульптор».

Музей автомобильной техники

У входа в здание этого поражающего всякое воображение музея установлена копия памятника «Рабочий и колхозница» – копия композиции Веры Мухиной. Высота установленного памятника – 9 метров, постамента – порядка 10 метров, что сопоставимо с высотой семиэтажного дома, но он ниже, чем четырехэтажное здание музея.

Уже на первом этаже посетителя стараются ошеломить до изнеможения великолепными автомобилями, выпускавшимися в конце XIX – первой половине XX века. Техника находится в идеальном состоянии и экспонируется, выгодно подчеркивая все преимущества конкретного образца. Вся коллекция насчитывает более 500 советских и зарубежных ретроавтомобилей, велосипедов, мотоциклов и других транспортных средств.

Императорский гараж. «Серебряный призрак» и красавица «Минерва»

Большая часть пространства первого этажа посвящена императорскому гаражу. Первые автомобили в России появились еще во время правления Александра III, но монарх всем автомобилям предпочитал карету. Его сын Николай был очарован техникой, но из-за важности его персоны за руль его не пускали, зато его сын Алексей управлял автомобилем марки Пежо. Николай Александрович удовлетворял свою страсть к автомобилям, покупая их для императорского гаража. Машин в нем стояло более пятидесяти, регулярно император использовал шесть. После революции на царских автомобилях катались представители большевистской верхушки. 

Центральным экспонатом является Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost (Серебряный призрак). В музее модель чуть более поздняя – образца 1920 года. У императора Николая II было два лимузина 1913 и 1916 годов выпуска. В Верхней Пышме представлен туристический вариант. На капоте фигурка, которую официально называли «Дух Экстаза», но были и народные прозвища, например, «Элли в ночнушке». Элеонорой звали модель скульптора Чарльза Сайкса, позировавшую для создания фигурки богини Ники. Фигурка для каждой модели выполнялась вручную и отличалась от предыдущих. 

Красавица «Минерва» – легенда бельгийского автопрома. Эти машины называли богинями. История автомобиля, выставленного в Верхней Пышме, известна в деталях. В 1907 году в Большом дворце Парижа проходил автосалон, и туда приехал молодой промышленник. Ему было 29 лет, он намеревался жениться, и ему нужна была роскошная машина. На автосалон он ехал купить Rolls-Royce Silver Ghost. Но на эти автомобили очередь была на год вперед. Он расстроился, но когда увидел стенд с «Минервой», а это был лимузин-кабриолет, был очарован ею и купил автомобиль. Свадьба состоялась. Машину хранили как реликвию в память о том событии. Продали только в 2017 году. «Минерва» сохранилась настолько хорошо, что не требовала реставрации. Для остальных машин существует целый штат реставраторов, которые способны возродить к жизни любое транспортное средство. «Минерва» из Верхней Пышмы – одна из двух ныне известных в мире ранних шестицилиндровых машин этой марки.

Музей производит очень сильное впечатление. Второй и третий этажи посвящены истории отечественного автомобилестроения. Центральное место отведено автомобилям высшего класса. Эти машины обслуживали руководство СССР с 1930-х до начала 1990-х годов. Все машины и мотоциклы представляют большую ценность. Есть полноприводный фаэтон ЗИС-110П, который был создан в единственном экземпляре в 1956 году для Никиты Сергеевича Хрущева.

Экспозиция четвертого этажа посвящена мотоциклам и спортивной технике. 

«Крылья Победы»

Рядом с Музеем автомобильной техники выставлена большая коллекция самолетов и вертолетов, но самые редкие образцы находятся в музее авиации «Крылья Победы».

На двух этажах музея представлены истребители, штурмовики, бомбардировщики, которые применялись в годы Второй мировой войны. Это немецкие, американские, английские и советские самолёты. Авиапромышленность в СССР развивалась стремительно, но в первые годы войны помощь союзников, которую они оказывали по программе ленд-лиза, была неоценима. По условиям программы военная техника давалась СССР на время. После она осталась в СССР, но наша страна расплачивалась за нее до 2006 года. 

В экспозиции представлена копия «БИ-1» – первого советского самолёта с жидкостным ракетным двигателем. Его испытания проходили в годы войны в окрестностях Свердловска. Первый удачный полет с использованием ракетного двигателя совершил 15 мая 1942 летчик Григорий Бахчиванджи. Во время седьмого испытательного полета героический летчик погиб, но этот самолет приблизил человечество к началу космической эры.

«Летающая парта» или «Небесный тихоход»

Многоцелевой самолет У-2 с 1944 года стали называть По-2 по фамилии конструктора – Николая Поликарпова. Самолёт изначально создавался как учебный. Его разработка началась в середине 1920-х годов, и в 1929 году он был запущен в серийное производство. Он заменил уже устаревший биплан У-1, от которого отличался более совершенной конструкцией. Самолёт получился очень простой и надёжный при минимуме дефицитных металлических деталей. Деревянная рама, обшитая перкалью – специально обработанной тканью. Даже если мотор выходил из строя, самолет мог долго планировать и совершить вынужденную посадку на небольшую по размерам площадку.

Самолёт оказался по-настоящему универсальным. Он был машиной первоначальной подготовки лётчиков ВВС Красной Армии в 30-е и 40-е годы, за что получил прозвище «летающая парта». 

Его использовали как самолёт связи для передачи сообщений, для ведения разведки, корректировки артиллерийского огня, как санитарную машину для эвакуации раненых. Эти самолеты снабжали партизанские отряды, перевозили грузы, использовались в полярной авиации. После Великой Отечественной войны машины активно применялись в сельском хозяйстве, где получили прозвище «кукурузник», которое затем распространилось на все самолёты-бипланы в нашей стране.

После начала Великой Отечественной войны У-2 стали переоборудовать в легкие ночные бомбардировщики. Самолет мог поднять до 300 килограммов бомб. Из-за невысокой скорости, максимум 150 км в час, У-2 отличался высокой точностью бомбометания и был способен поражать одиночные цели. На протяжении всей войны эти самолеты активно использовались на фронте. Зачастую они составляли почти половину бомбардировочной авиации на отдельных участках фронта.

Формировались специальные ночные легкобомбардировочные авиаполки. Самый известный из них 46-й гвардейский ночной легкобомбардировочный авиаполк, известный как «Ночные ведьмы». Все его летчики были женщинами.

Самолет, представленный в музее, еще в 2004 году совершал полёты.

Гидросамолет «Каталина»

Самый крупный экспонат в стенах музея – американский гидросамолет, летающая лодка PBY-5 Catalina. Это один из самых известных и самый массовый гидросамолет в истории. Их было сделано более 3000 штук. Изначально он создавался как патрульный самолет, предназначался для ведения разведки над морем, поиска и уничтожения подводных лодок противника, спасения экипажей потопленных кораблей и сбитых над морем самолетов.

Каталина отличалась хорошей скоростью, огромной дальностью полета, что позволяло долгое время находиться над морем, вести разведку. Экипаж самолета – от 8 до 10 человек. 

В России со знаменитой летающей лодкой познакомились еще в тридцатые, когда закупили три самолета и освоили производство по лицензии. Но советские образцы преимущественно или погибли во время войны, или были утрачены уже после. 

К моменту, когда команда «Культуры Урала» дошла до экспозиции «Крылья Победы», мы были уже так переполнены впечатлениями, что полностью поддержали мнение, что в этот музей стоит приехать и не раз, а мы сюда точно вернемся с гостями, детьми или сами. Музей вселяет чувство гордости за уральцев.

Текст Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. Фотографии Кирилла Дедюхина и пресс-службы музейного комплекса. Благодарим за помощь в создании материала Александру Кирсанову, Григория Павлюкова, Ряпусову Дарью и Григория Нагибина.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл