Уральцы играли музыку еще на костях мамонтов. Кое-что об этом могут рассказать археологи, раскопавшие в Гари кладбище вымерших исполинов. Любовь уральцев к музыке вдохновила нас на создание музыкальной карты Свердловской области.
В Екатеринбурге построить музыкальный маршрут легче легкого. Можно пройти по следам свердловского рок-клуба, рассказать о консерватории, двух филармониях, музыкальных театрах и Доме музыки, разработать прогулку по клубам, где играют музыку или выступают артисты. Наконец, в Ночь музыки собрать собственные сцены и исполнителей. Но мы решили отвергнуть екатеринбургоцентризм и попробовать собрать значимые для меломанов места и события за пределами областного центра.
Алапаевск. Самый музыкальный музей
В Доме-музее Петра Ильича Чайковского в Алапаевске сотрудники наверняка сыграют вам на музыкальных инструментах, в крайнем случае запустят одну из музыкальных шкатулок.
Музей музыкальных инструментов в Доме Чайковских в Алапаевске основала Вера Борисовна Городилина – русская интеллигентка, реэмигрантка из Шанхая, прожившая большую часть жизни в Алапаевске. Однажды она заинтересовалась историей Петра Чайковского на Урале. В доме, в котором жили Чайковские, в 1960-е годы располагалась музыкальная школа. Вера Борисовна была ее педагогом. Отец Петра Чайковского управлял на Урале металлургическими заводами. Собранные Городилиной материалы легли в основу музея. Ее художественный талант – создание миниатюр и макетов, помог восполнить недостаток экспонатов. В коллекции музея хранится почти 500 реалистичных миниатюр всевозможных инструментов, созданных Верой Борисовной Городилиной. Музыкальный музей открылся в Алапаевске в 1965 году.
Поверив в создателя музея, энтузиаста и преданного делу человека, в Алапаевск стали присылать, привозить музыкальные инструменты со всего мира. Теперь коллекция музыкальных инструментов музея насчитывает около тысячи экспонатов. Многие музыкальные инструменты, представленные в музее, звучат. Это и фисгармония фирмы «Mannborg», и рояль «Gebauhr» из Кенигсберга, шкатулка швейцарской фирмы «Mermod», симфонион, органола «Волна», козобас, немецкие Глекен, концертные цимбалы, пианола «Metrostyle», произведенная в США, музыкальный графин, терменвокс и даже пила. В 1967 году московский коллекционер Константин Ковальский передал в дар музею 30 уникальных инструментов: индускую тамбуру, колотушки из рогов животных, индонезийский анк-лунк, шаманские бубны, тибетские чаши.
Можно смело утверждать, что Дом-музей Чайковского в Алапаевске – самый многоголосый музей Урала.
Нижний Тагил. Король инструментов в железной столице
В Нижнем Тагиле, железной столице империи Демидовых, сегодня можно услышать старый норвежский духовой орган, построенный в 1907 году фирмой «Ульсен & Йоргенсен» («OLSEN&JØRGENSEN»). До 1996 года он находился в церкви Драммена в Норвегии, но вскоре община решила приобрести новый инструмент. И здесь как в сказке. Как раз в это время в норвежском городе работал известный российский органист Виктор Ряхин. Музыкант переживал, что инструмент замолчит навсегда, и стал узнавать, готов ли кто-то на родине принять бесценный подарок. Так было решено перевести орган в Нижний Тагил. В 1996 году после масштабной реконструкции артефакт купила местная церковная община.
У органа сложилась интернациональная история. Демонтировали инструмент голландцы, перевозили немцы, собирали в России. Орган называют королем инструментов, и он требует к себе королевского отношения. Он очень чувствителен к перепадам температуры и влажности. В Нижнем Тагиле орган пожелал окружить себя предметами искусства. Его установили в Музее изобразительных искусств.
У единственного в России норвежского органа есть своя подданная – тоже единственная органистка Нижнего Тагила Наталья Воронина.
Нижний Тагил. Филармония
Нижний Тагил некоторые экскурсоводы называют Нежным Тагилом. Здесь металлурги дарят рояли, есть множество музеев, а жители города имеют возможность посещать несколько театров и филармонию.
За пределами Екатеринбурга на территории Свердловской области только в Нижнем Тагиле есть собственная филармония. Она появилась в 1995 году. Задумали и создали филармонию глава города Николай Наумович Диденко, начальник управления культуры Лилия Парменова и Владимир Капкан. По инициативе Владимира Капкана был создан первый в России профессиональный филармонический оркестр гармоник. Этот оркестр стал первым коллективом созданной филармонии, а Владимир Каплан ее директором. В 2017 году филармония переехала в здание бывшего Дома политического просвещения в самом центре города. Зал здесь вмещает 650 слушателей.
Кроме органа в Нижнем Тагиле можно услышать концертный рояль немецкой фирмы «C. BECHSTEIN». Его в 2019 году подарила семья металлурга, Почетного гражданина Нижнего Тагила Михаила Аршанского.
Сегодня в состав филармонии входят 3 оркестра: оркестр «Тагильские гармоники», эстрадно-духовой оркестр «Тагил-бэнд» и камерный оркестр «Демидов-камерата».
Музыкальные дрожки и Астрономические музыкальные часы Егора Кузнецова-Жепинского
На демидовских заводах что только не изобретали. Был там и свой паровоз, и первая в России, а может и мире, «автомагнитола». Узнать об этом можно в Историко-техническом музее «Дом Черепановых».
В музее есть раздел, где рассказывается об авторе музыкальных дрожек – Егоре Кузнецове-Жепинском. В 1801 году он совершил путешествие в Петербург, чтобы подарить императрице Марии Федоровне созданные им музыкальные дрожки. Жаль, что в музее сейчас только их изображение, а оригинал хранится в Эрмитаже. Шестнадцать лет он работал над самой необычной повозкой и благодаря ей смог получить свободу от крепостной зависимости, правда, было ему тогда уже 80 лет. Вот, что о мастере и его дрожках пишут сотрудники Эрмитажа:
«Среди множества уникальных экспонатов трудно не заметить лёгкую 4-колёсную повозку с обитыми зелёным бархатом сиденьями, позади которых – металлический корпус с живописными вставками и шестью смотрящими назад циферблатами. Под ними помещена художественно-рукописная надпись: «Сихъ дрожекъ делатель Нижнотагильского его превосходительства господина Николая Никитича Завода житель Егоръ Григорьевъ Жепинский родился в 1725 году апреля 23 числа которые зделаны им по самоохотной выучке и любопытному знанiю съ 1785-го по 1801 годъ в 76-е лето своей жизни. Нижнотагилъский заводь».
Для своего времени это была первоклассная как по конструкции, так и по отделке коляска. Дрожки сделаны «на железном ходу», с железным поворотным кругом оси переднего колеса и отличаются лёгкостью движения и поворотливостью. В дрожках был установлен орган и верстомер.
Репертуар дрожек составляла подборка из шести песен. Среди них «Во саду ли, в огороде», «Ах вы, сени», «Во лузях» и «Во кузнице». Звук издавался с помощью мехов, пятнадцати деревянных труб и музыкального вала, на который были «записаны» мелодии. В Эрмитаже полностью восстановили дрожки, теперь они снова звучат. Это была первая в России музыкальная повозка, созданная уральским мастером.
В Нижнем Тагиле сохранен рассказ о необычном инструменте, а из созданных Жепинским музыкальных редкостей можно увидеть астрономические часы (1775) с музыкальной и театральной частью.
На передней лицевой стенке часов находятся циферблаты, показывающие время суток, числа месяца, прорези для показа суточного движения солнца, фаз луны и месяцеслова (дней всех святых).
Часы оснащены механизмом боя и курантами, которые автоматически включаются каждый час. В левой торцевой части часов расположен миниатюрный механический театр, демонстрирующий работу молотовой фабрики, состоящей из горна с воздуходувными мехами, молота с наковальней и фигурки кричного мастера. Механизм театра приводится в движение четыре раза в течение дня. С обратной стороны часов располагается музыкальный механизм, представляющий собой вал со штифтами и гребенку с колокольчиками разной тональности. При вращении вала штифты задевают колокольчики, звучание которых рождает мелодию. Музыкальный механизм астрономических часов был способен воспроизводить шесть различных мелодий.
Верхняя Пышма. Королевский рояль
В Верхней Пышме можно услышать уникальный музыкальный инструмент — рояль Fazioli. Итальянская фабрика Fazioli Pianoforti специализируется на производстве элитных роялей. В среде музыкантов Fazioli получил имя «король роялей». Некоторые считают, что рояли Fazioli в мире классической музыки – как Ferrari в мире гоночных автомобилей: непревзойденная вершина итальянской эстетики и качества.
Первоначально фирма Фациоли занималась производством мебели, но вот Паоло Фациоли, получивший музыкальное образование, решил попробовать создать идеальный рояль. До этого первенство в производстве лучших роялей держали немцы. Фациоли изучил немецкий опыт и создал свой, итальянский рояль. Ему удалось добиться мощного, сбалансированного и выразительного звучания. Один рояль создают примерно в течение двух лет. Это помогает улучшить звук инструмента. Резонансная дека роялей производится из красной ели. Из этого же материала сделаны скрипки Страдивари.
Инструмент, который ныне находится в Верхней Пышме – это модель F 278, рояль экстра-класса.
Каменск-Уральский. Колокольный звон
Звук Каменска-Уральского – это колокол. Здесь действует колокольный завод, и проводится фестиваль колокольного звона «Каменск-Уральский – колокольная столица». Колокола, отлитые на колокольном заводе в Каменске, есть во многих городах России, и звонари, которые едут на Урал показать свое мастерство, как будто сдают экзамен – пригодился ли уральский колокол, достаточно ли хорош его звук.
Фестиваль проводится с 2005 года. Его инициаторами и организаторами стали директор завода по изготовлению колоколов Николай Пятков и Виктор Якимов, бывший тогда главой Каменска-Уральского. Они решили, что в традиционный для Каменска-Уральского День металлурга и День города нужно бить во все колокола. Теперь каждый год в Каменск-Уральский приезжают музыканты-звонари. Для звонарей со всей России – это возможность пообщаться в своей среде и померяться силами с лучшими, а для участников фестиваля – послушать колокольную музыку. Фестиваль проводится в июле на центральной площади Каменска-Уральского, около часовни Александра Невского.
Стартует фестиваль Открытым конкурсом звонарей. Играют на двух передвижных звонницах, каждая из которых оборудована тремя зазвонными колоколами (6, 9 и15 кг), двумя подзвонными колоколами (40 и 86 кг) и колоколом «Благовестником» (156 кг). Лучшие музыканты выступают в Гала-концерте.
Мраморная музыка. Полевской городской округ
На Урале звучат даже горы. В селе Мраморское на территории предприятия «Уральский мрамор» в мраморном карьере несколько раз проводился «День мраморной музыки». Поклонники необычного концерта уверены, что музыка там зазвучит снова. Человеком, который заставил звучать мрамор, стала инициатор международного арт-проекта «Мраморная миля» Эльмира Самохина. Фестиваль, во время которого скульпторы со всего мира приезжали, чтобы создавать свои работы из уральского мрамора, завершался «Днем мраморной музыки». Музыканты играли на дне мраморного карьера и «на берегу».
Среди тех, кто выступал, были музыканты камерного оркестра «B-A-C-H». Они играли на глубине 75 метров среди огромных глыб и пыли белого мрамора. Сложность игры на открытом воздухе – это отражение звука. Для музыкантов это был новый необычный опыт. Возник эффект неуправляемой реверберации.
Некоторые были уверены, что дождь, который пошел по время выступления, был вызван исполнением произведения Вивальди «Шторм».
Сысерть. Фестиваль EverJazz
Фестиваль EverJazz – это крупнейший на Урале музыкальный open-air, который проходит в 30 км от Екатеринбурга на благоустроенной базе отдыха «Иволга» в красивейшем месте под Сысертью. Это проект екатеринбургского джаз-клуба с одноименным названием. Фестиваль считается одним из старейших в России и одним из крупнейших по количеству музыкантов. Больше собирает только Московский джазовый фестиваль. Фестиваль проводится в июне и для многих стал уже традицией. Начинается фестиваль с шествия диксиленд оркестра, и в течение 9 часов на трех сценах выступают лучшие джазовые музыканты.
Сухой Лог. Знаменка
Студентам и выпускникам уральских вузов, а также поклонникам авторской песни можно не объяснять, что такое «Знаменка». Сцена на фоне уральской скалы, море палаток и веселое броуновское движение людей в целинках.
С 1978 года всероссийский фестиваль песни студенческих отрядов «Знаменка» проводится в Сухоложском районе Свердловской области, на берегу реки Пышмы, у подножия Дивьей горы, неподалёку от села Знаменского, давшего название фестивалю.
В фестивале принимают участие члены студенческих отрядов, которые исполняют свои авторские песни. Количество участников и гостей фестиваля достигает 7 тысяч человек. Не прекратилась «Знаменка» даже в пандемию. В 2020 году состоялся онлайн фестиваль «Знаменка без границ». В 2021 году в связи с запретом на проведение массовых мероприятий фестиваль прошел на берегу озера Песчаное с приглашением участников, а зрители могли смотреть трансляцию концертов.
В 2024 году состоится 47-ой фестиваль на традиционном месте на берегу реки Пышмы.
Камышлов. Джазовый фестиваль с пропиской в Камышлове
С 2012 года в августе на Урале джазово звучит Камышлов. Здесь проводится джазовый фестиваль «Ural Terra Jazz». Из Екатеринбурга организуют специальные «джазовые» электрички, чтобы привезти гостей на праздник. Каждый фест курирует народный артист России, легенда отечественного джаза Даниил Крамер. Этот музыкант практически всю жизнь занимается просветительской деятельностью. Именно Даниил Крамер предложил фестивалю Ural Terra Jazz «земляничную» традицию, когда заметил, что камышловцы на ярмарку приносят большое количество свежей земляники и варенья. Теперь кроме основной программы параллельно фестивалю существует еще один – «Земляничный джем».
Арти. Артинский район
В нашу музыкальную карту мы решили добавить немного аутентичной марийской культуры.
Ежегодно в июне в селе Малая Тавра (Артинский района Свердловской области) проходит областной фестиваль народа мари «Ага-Пайрем». Уральские марийцы отмечают окончание посевных работ национальным праздником Ага-Пайрем – «праздник плуга». Марийцы – финно-угорский народ, который до сих пор широко представлен на Урале. Больше всего марийцев в Свердловской области сосредоточено в Артинском, Красноуфимском и Ачитском районах, по последней переписи, их в регионе 28 тысяч. Фестиваль иногда меняет прописку и проходит в других населенных пунктах района. Участники марийских праздников обычно находятся под большим впечатлением от искренности и необычности происходящего.
У нашей музыкальной карты есть неоспоримое достоинство, ее можно дополнять. Уже работая над ней, мы открыли для себя много интересных фактов. Возможно, вы захотите добавить в нее свои музыкальные истории.