Наследники Данилы Мастера. Где воспитывают мастеров

В 2026 году Екатеринбург отпразднует 300-летие традиции камнерезного искусства в регионе. В преддверии этой даты «Культура Урала» вместе с кафедрой истории искусств и музееведения Уральского федерального университета и Екатеринбургским музеем изобразительных искусств выпускает серию материалов в рамках совместного проекта «300 каменных лет». 
В первом выпуске мы развенчали мифы и устоявшиеся вымыслы, во втором рассказали о резных камеях, которыми фанатично увлекалась императрица Екатерина Великая, а в этом – познакомим с молодежным конкурсом «Наследники Данилы-мастера»* и центрами обучения будущих камнерезов.

В Музее ИЗО каждый год весной располагается особенная выставка: свои работы на конкурс «Наследники Данилы-мастера» представляют ребята из художественных школ и творческих коллективов, учащиеся колледжей, студенты вузов и «молодые мастера» художники, переступившие порог обучения и недавно начавшие профессиональный путь. 

Попасть на выставку в один главных музеев Екатеринбурга, да еще и разместиться по соседству с произведениями Екатеринбургской гранильной фабрики, завода «Русские самоцветы» и работами признанных камнерезов, не только престижно, но и полезно. Это позволяет участникам увидеть реальные перспективы профессионального роста, а зрителям убедиться, что наследники Данилы-мастера по-прежнему живут и воспитываются на Урале.

Где же учат камнерезному искусству? 

Азы работы с камнями в Екатеринбурге, например, можно освоить в кружке камнерезного мастерства при Дворце Молодежи и в студии «Цветные камни» в Центре истории камнерезного дела имени Денисова-Уральского. Так, в Центре после первого же набора, когда вместе со школьниками в студию пришли взрослые слушатели, оказалось, что последним сложнее выдержать ритм обработки цветного камня. Ведь речь идет о нескольких месяцах работы над каждым изделием: получить результат за один мастер-класс невозможно.

Девятилетний ученик студии Миша Маганев несколько месяцев создавал свое ягодное пресс-папье из цветных камней: змеевика, родонита, офиокальцита, делерита и нефрита. А скульптура «Я родился» стала результатом работы взрослой участницы студии Ольги Колпаковой. 

После перерыва возобновила свою работу камнерезная секция Городской станции юных туристов в Нижнем Тагиле: в этом году большая часть работ в юношеской категории представлена именно тагильчанами. В них легко узнается общий стиль: минимализм, обтекаемые формы и, как отмечают, профессионалы, эргономичность и тактильность – все эти работы приятно держать в руках.

Необычные мозаики и групповая работа «Птичий базар» – тоже работы учеников нижнетагильской студии. «Объемы их «производства» просто потрясли нас с коллегами, когда мы побывали у них в гостях прошлым летом», – отмечает научный сотрудник музея ИЗО Сергей Винокуров и подчеркивает еще раз, что камнерезное искусство не может существовать без наставника.

Среднее-профессиональное образование камнереза получают в колледжах. Одно из старейших камнерезных учебных заведений Урала – техникум Рифей, бывшее Свердловское художественно-ремесленное училище № 42, открывшееся сразу после войны. В 1945 году произошел первый набор будущих камнерезов и ювелиров, продолжается он и в наше время. Каждый год техникум представляет свои работы на конкурс, получая награды. 

В уральском профессиональном колледже Сибая учат замечательных мозаичистов, которые не первый год привозят на конкурс работы в технике мозаики с использованием уральских камней, неизменно привлекающие внимание зрителей и жюри. 

Ювелиров и камнерезов готовят и в Уральском архитектурно-художественном университете имени Алферова. Несколько работ студентов тоже расположились в витринах экспозиции. А самые красивые ювелирные работы традиционно приезжают из Магнитогорского университета им. Носова.

Высшее образование в Екатеринбурге можно получить и в Уральском государственном горном университете, где ежегодно проводится набор на специальность по обработке материалов и обучают камнерезов. Преподаватель Анатолий Зиналиев – художник-камнерез, также однажды участвовал в конкурсе «Наследники Данилы-мастера» в номинации «Молодой мастер» и занял призовое место. Его студенты и выпускники ежегодно становятся лауреатами конкурсов и занимают призовые места.

Неудивительно, что работа самого юного участника выставки – семилетнего Леши Зиналиева, сделана под руководством его отца. Композиция «Ромашка» перекликается с «Трактором» еще одного ученика Анатолия Зиналиева. Организаторы не только не видят ничего плохого в том, что ребенок работал под руководством и с помощью папы, но, наоборот, отмечают важность наследования профессии. Ведь Урал знаменит своими камнерезными династиями. Яркий пример – Алексей Козьмич Денисов-Уральский, один из центральных персонажей художественной жизни Урала конца XIX – начала XX века, перенявший любовь к камню с самого детства от отца.

«Художник-камнерез обучается всю жизнь, а первые лет 15 после окончания ВУЗа условно считается молодым мастером, ведь в основе камнерезного мастерства лежит передача ремесленных навыков от поколения к поколению, а практика неотделима от теории. Даже университетское образование неспособно в полной мере охватить все тонкости работы с камнем: каждый минерал и горная порода обладает уникальными свойствами: яшма отличается особой твердостью и хрупкостью, флюорит требует исключительной осторожности при обработке, мрамор – мягкий, зернистый, а от того и хрупкий. Кроме того, будущему камнерезу предстоит не только оттачивать технические навыки и развивать природные таланты, но и учиться видеть в камне его уникальную красоту, чтобы создать тот самый «каменный цветок», – отмечает Сергей Винокуров.

Работы мастеров – выпускников Уральского горного университета традиционно оцениваются членами жюри и партнерами конкурса самыми высокими оценками. Так, в конкурсе ежегодно участвует Наталья Печерина – выпускница вуза и сегодня сотрудник Геологического музея, за творчеством которой члены жюри с интересом наблюдают уже несколько лет.

Легко отличаются работы молодых мастеров иркутского завода «Байкалкварцсамоцветы» из традиционных для этого региона камней. Чароитовый Байкал на подставке из нефрита, выполненный в античных мотивах, похож на Посейдона, а у обсидианового медведя филигранно переданы штрихи шерсти. Мозаичный мольберт из цветных камней – тоже работа молодого мастера иркутского завода.

Кроме номинаций и мест, которые присвоят участникам члены жюри, в рамках конкурса предусмотрена отдельная номинация «Приз зрительских симпатий». В течение всех двух месяцев работы выставки каждый посетитель может заполнить бланк, на котором напишет название работы и имя камнереза, чье произведение поразило его больше других. И такая оценка – сердцем, не менее, а может и более важна, чем оценка профессионального сообщества, ведь так важно осознавать, что именно твою работу выбрали из множества других. В этом и заключается одна из важнейших миссий конкурса – поддержка начинающих камнерезов и поиск новых одаренных Данил-мастеров.

Всероссийский молодежный конкурс ювелирного и камнерезного мастерства «Наследники Данилы-мастера» ежегодно проводится с 2012 года. Конкурс является совместным проектом инициатора и организатора события компании «Минерал-Шоу» и Екатеринбургского музея изобразительных искусств, с 2019 года конкурс проводится при участии Фонда поддержки культуры и искусства семьи Шмотьевых.

О конкурсе, его участниках и учебных заведениях Урала, готовящих будущих камнерезов, порталу Культура-Урала.РФ рассказал Сергей Винокуров – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета, старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Ирина Урлапова / Культура-Урала.РФ
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл