Надежда Малыгина: «В нашу профессию идут только сильные духом и целеустремленные люди»

В 2014 году в Екатеринбурге открылся Уральский хореографический колледж, который готовит профессиональных артистов балета. Каждый новый учебный год для него – по сути, первый, а воспитанники – первопроходцы, которые пробуют на себе учебные программы по профессии «артист балета». Портал «Культура-Урала.РФ» встретился с заслуженным деятелем искусств России, художественным руководителем колледжа Надеждой Малыгиной, чтобы обсудить балетные традиции Екатеринбурга, особенности обучения и, конечно, строительство собственного здания.

- Надежда Анатольевна, вы готовите к большой сцене юных артистов балета, и вся ваша жизнь связана со сценой. А как начался ваш творческий путь в классическом балете?

- Честно говоря, случайно. В детстве, как только я слышала музыку, то сразу начинала под нее двигаться. Но мои родители – преподаватели математики и информатики, поэтому они не воспринимали мое увлечение танцами серьезно. Я ничего не знала о своих данных, а ведь балетная предрасположенность– это, по сути, патология: у ребенка должны быть сверхмягкие связки, сверхподвижные суставы, принципиально определённые пропорции тела и форма мышц. И эти данные у меня были! Однажды я сама пошла в школу-студию при Самарском (тогда Куйбышевском) театре оперы и балета– и меня сразу же взяли. А потом началась моя карьера артистки балета в труппе Куйбышевского театра оперы и балета. Хотя родители до последнего считали это легким увлечением.

- Все знают о железной балетной дисциплине. Какими качествами, помимо физических, должен обладать будущий артист балета?

- Мы начинаем свою карьеру рано, ведь балетный век короток – всего 20 лет. В нашу профессию идут только сильные духом люди, очень целеустремленные и организованные. Иначе осилить физическую и учебную нагрузку, которая ложится на плечи детей, просто невозможно. Сила воли и еще раз сила воли. Помимо, собственно, балета, наши воспитанники осваивают в полном объёме стандартные общеобразовательные дисциплины, музыкальные, театральные и иностранные языки.  И всё это надо вместить в одно тело и голову!

- Как на ваш взгляд, сложились ли в Екатеринбурге собственные балетные традиции?

- Я не считаю Екатеринбург в прямом понимании балетным городом – он, скорее, театральный. Здесь развиваются все виды искусства: от детского художественного образования до огромного количества музыкальных и драматических театров – такого нет нигде в России. Но в моем представлении, в балетном городе должна быть связка школы и театра. Сейчас этот пробел заполнил Уральский хореографический колледж, а до того школа существовала только с 1935 по 1941. Тогда все понимали необходимость такого учебного заведения, но с началом войны оно, к сожалению, закрылось. Балетных традиций в Екатеринбурге, на мой взгляд, пока нет, их только предстоит заложить. Здесь работает очень сильный профессиональный театр, но труппа набирается со всей страны, и артисты привозят с собой традиции самых разных школ. Сейчас, как мы надеемся, появится нечто уникальное, свойственное только Екатеринбургу. Наверное, через четыре года, когда наш первый выпуск придет работать в Театр оперы и балета, начнут по-настоящему складываться традиции балетного Екатеринбурга.

- Балетным центром нам еще только предстоит стать. А столицей современной хореографии Екатеринбург уже называют. Как вы работаете с этим направлением?

- Бесспорно, Екатеринбург стал центром современной хореографии, и мы не хотим обходить это стороной. Нам важно, чтобы при выпуске ребята владели различными танцевальными направлениями. Сейчас активно обсуждается, как преподавать современный танец, тем более что он уже есть в программах всех училищ страны. Мы убеждены, что первые пять лет надо посвящать основам классического балета, чтобы поставить тело ребёнка в правильной классической форме. Но после окончания учебного года, перед каникулами, когда тело свободно от программы, мы даём мастер-классы по различным видам хореографии: джаз, модерн, контемпорари, бальные танцы и т. д. Программные классы по современным направлениям начинаются на курсах. Важно подчеркнуть, что наши выпускники войдут в современный театральный репертуар. Я довольно долго работала в театре и хорошо знаю, что сейчас никто не делает постановки на чистом классическом танце. Значит, мы должны растанцевать детей так, чтобы они комфортно себя чувствовали в работе с любым стилем и направлением.

- Как лично вы относитесь к современному танцу? Какие направления хореографии, помимо классического балета, вам близки?

- В Екатеринбурге есть два бесспорных лидера, сумевших основать собственные школы: Сергей Смирнов и Татьяна Баганова. Но если говорить о современных хореографах: я видела огромное количество постановок в различных стилях. Наш балетный мир часто изумляется, но в какой бы страшной, жуткой позе ни стоял на сцене танцовщик, я принимаю такую хореографию, если эта поза хватает меня за живое, заставляет почувствовать что-то особенное. Но часто бывает и обратное: спектакль закончился, а аудитория молчит, потому что ничего не затронуло душу, в постановке нет никакого смысла. Такую хореографию я не приемлю.

- Уральский хореографический колледж открылся совсем недавно. Расскажите, как появился замысел и с чего началось его воплощение?

- Артисты балета, всю жизнь проработавшие в Екатеринбурге, очень ждали открытия колледжа. Они продвигали эту идею, писали письма в Министерство культуры. Ведь многие талантливые дети так и не получили балетного образования, потому что их родители не отпустили одних в другой город. Постепенно власти услышали этот запрос.

- Особенно интересно остановиться на формировании преподавательского состава. Как это происходило?

- Это, конечно, большая работа, ведь нужно было найти не просто профессионалов, а талантливых педагогов. Я перебрала буквально всех артистов: кто сейчас танцует, кто ушел на пенсию, кто работает в художественной самодеятельности. В итоге сложился хороший состав педагогов: кто-то уже с нами, кто-то присоединится, когда выйдет на балетную пенсию. Есть и свои сложности: некоторые педагоги предпочитают давать частные уроки, а не идти в бюджетное учреждение на ставку. У этого явления, к сожалению, есть и последствия для учеников: например, мы в этом году не смогли принять в третий класс девочку, которая два года до этого брала частные уроки у профессиональных артистов балета. Правильный показ движений и стандарт по программе обучения – разные вещи!

- То есть в колледж могут поступать дети без специальной физической подготовки?

- Никакая специальная подготовка не нужна, главное – чтобы у ребёнка были необходимые физические данные. И для поступления в первый класс часто эта «подготовка» просто мешает: переучивать сложнее, чем учить заново.

- У колледжа пока нет собственного здания. Расскажите, пожалуйста, есть ли какие-то планы по строительству?

- Да, сейчас проектируется здание для колледжа в микрорайоне Солнечный, оно должно быть готово к 2022 году. Это будет единый мощный комплекс со всем необходимым по нашему профессиональному стандарту. Многих пугает отдаленный район, но я лично замерила: 11 километров 500 метров до центра города. Далеко? Не смешите! Главное заложенное качество: 11 балетных залов, 2 спортивно-гимнастических зала, интернат, рассчитанный на 150 детей, свой учебный театр с такой же сценой, как в театре оперы и балета, общеобразовательный блок.

- А как сейчас проходят занятия, пока нет своего здания?

- Профессиональный блок работает в балетных залах детской филармонии и нашего интерната. Общеобразовательный блок в здании уральской специальной музыкальной школы и мужского хорового колледжа. Переезд детей между точками обучения осуществляется на собственном автобусе.

- А можно ли уже сейчас предсказать, кто из детей продолжит путь в профессии и какие в целом перспективы открываются для выпускников колледжа?

- Это совершенно непредсказуемо, и факторов множество. Бывает так, что мы принимаем ребенка с уникальными данными, но он оказывается абсолютно неспособным к обучению в балете. Если нет головы – никакая физика не поможет! В этом случае мы просим забрать документы. А насчет другого ребенка мы сомневаемся, но он обгоняет всех в первый же год! Дальше начинают меняться фигуры, дети растут, причем непредсказуемо: например, торс растет, а ноги – нет. У девочек в переходном возрасте фигура резко меняется: многие полнеют, и не всем удается взять себя в руки и похудеть.

Есть, конечно, те, кто уже сейчас выделяются на общем фоне, но им еще предстоит проделать очень большой путь. И когда они его пройдут, я смогу предсказать, что им уготовано.

Служба новостей портала "Культура-Урала.РФ", фотографии Марины Соловьевой / Уральский хореографический колледж
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл