В музее изобразительных искусств Екатеринбурга начали работу две выставки к юбилею Каслинского павильона

Рождественские открытки и ювелирные украшения из чугуна – колье и браслеты – из собрания Эрмитажа можно увидеть сейчас в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. С 23 октября здесь открыты две выставки, посвященные 120-летию центрального экспоната музея – Каслинскому художественному павильону.

Если вы оказались в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, то не сможете пройти мимо Каслинского чугунного павильона, который 120 лет назад был представлен Кыштымским горным округом на Всемирной выставке в Париже. Еще весной 2020 года была обновлена постоянная экспозиция «Уральское художественное литье из чугуна». Произведения Каслинского завода как наиболее крупного и известного производителя чугунного литья на Урале, дополнили отливки заводов менее известных, но все же важных для понимания целостной картины – это работы мастеров Кушвинского, Верх-Исетского и Кусинского заводов.

21 октября в музее провели Международную научно-практическую конференцию «Художественный металл в России и Европе в XVIII–XXI веках». А с 23 октября начнут работу сразу две выставки, также посвященные традициям художественного литья из чугуна.

«Чугунное кружево. Немецкое художественное литье из чугуна XIX века»

Выставка состоит из двух частей – немецкой и уральской. Во-первых, она впервые познакомит уральскую публику с немецкими чугунолитейными производствами из собрания Эрмитажа, музея-заповедника «Петергоф» и частных коллекций. Ассортимент продукции немецких заводов был достаточно широк. На Берлинском королевском чугунолитейном заводе, на заводах в Гляйвце и Зайне, а также частном литейном заводе Деворанна производили различные утилитарные предметы, мебель, канделябры, вазы, а также поздравительные открытки, шахматы и даже ювелирные украшения – колье, браслеты, броши, серьги и перстни. В 1813–1815 годах, во время освободительной войны против Наполеона, под лозунгом «Золото отдам я за чугун» дамы Германии меняли золотые украшения на железные и носили их в знак патриотизма. Черное кружево этих изделий поражает своей легкостью и тонкостью проработки деталей.

Большой интерес представляют также рождественские открытки из чугуна, выпускавшиеся на Берлинском и Гляйвицком заводах. Это тоже филигранная и тонкая работа - открытки размером с современный смартфон и толщиной около 2 мм. Здесь примечателен также историко-культурологический аспект - каждая открытка подводила своеобразный итог уходящего года, и на ней изображались самые значимые события Германии. 19 рождественских открыток предоставил для выставки в Екатеринбурге коллекционер из Кирова.

Из чугуна в 19 веке в Германии делали шахматы. На выставке в музее можно увидеть четыре чугунных столика с шахматами, фигуры которых выполнены как в виде участников реальных военных сражений, так и фантастических. По цвету фигуры различались за счет тонировки - белые покрывались никелем.

Кроме того, на выставке будут представлены экспонаты из фондов Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Свердловского областного краеведческого музея им. О.О. Клера, которые позволят впервые оценить влияние немецкой культуры художественной обработки металла на уральские чугунолитейные предприятия. Заинтересованность государства, привлечение иностранных специалистов, многие из которых имели опыт работы на немецких и прусских литейных производствах, богатые природные месторождения — все это позволило уральской металлургической промышленности в начале XIX века в кратчайшие сроки подняться до уровня передовых стран Европы. Художественное чугунное литье освоили на Кушвинском и Верх-Исетском заводах, где с успехом применялся опыт немецких и английских литейщиков. Немецкие модели прочно вошли в ассортимент Каслинского чугунолитейного и железоделательного завода, составив его “золотой фонд”, и получили широкое распространение в России, став одной из фирменных визитных карточек Урала. Выставка «Чугунное кружево» будет любопытна самому широкому кругу зрителей. Она наглядно показывает, как традиции художественного литья из чугуна стали одной из составляющих образа Урала как мощного художественно-промышленного центра, вписанного в общемировой культурный контекст.

Выставка «Чугунный канделябр»

Очень важное место в череде юбилейных мероприятий, посвященных 120-летию Каслинского павильона, занимает выставка одного экспоната «Чугунный канделябр».

Напомним, Всемирная художественно–промышленная выставка в Париже открылась 28 апреля (по новому стилю) 1900 года. Каслинский павильон получил в Париже высшую награду — Большую золотую медаль, присужденную Кыштымскому горному округу по разделу «Горное дело и металлургия».

Проект выставочной витрины сделал молодой петербургский художник-архитектор Евгений Баумгартен. В моде была эклектика, и автор свободно мог сочетать в декоре скандинавские, древнерусские, византийские, романские и готические мотивы. В результате Баумгартену удалось решить несколько задач – и представить павильон как фантастический дворец, и подчеркнуть все декоративные качества уральского чугуна - через прихотливые орнаменты, скульптурные элементы и имитацию разных фактур. Важной составляющей эффектного образа павильона стали парные канделябры, расположенные у его центрального входа. Они, словно увертюра, представляли все основные темы главного произведения.

Как известно, Каслинский павильон являлся витриной для демонстрации и продажи художественной продукции и металлических изделий завода. В 1900 году в Париже был представлен практически весь ассортимент выпускаемой заводом продукции, и любой посетитель выставки мог купить понравившийся экземпляр. Пара канделябров, как и другое художественное литье из чугуна, была продана на выставке неизвестному лицу. Более ста лет о судьбе этих предметов было ничего не известно, они находились в частной коллекции и не выставлялись, а также нигде не публиковались. Впервые канделябры были представлены в 2004 году на декабрьском аукционе Sotheby's, а в 2013 году — на аукционе Tajan, посвященном русскому искусству. На аукционе Tajan канделябры приобрел московский коллекционер, исследователь и знаток художественного литья из чугуна Игорь Злизин. Так исключительные образцы декоративно-прикладного искусства и уральской художественной промышленности были возвращены в Россию.

Теперь эти уникальные экспонаты — парные канделябры — снова ненадолго войдут в ансамбль выставочной витрины Кыштымского горного округа и будут представлены вместе, как и 120 лет назад на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже. Выставка «Чугунное кружево. Немецкое художественное литье XIX века» и выставка одного экспоната работают с 23 октября 2020 года по 17 января 2021 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Воеводина, 5.

Служба новостей информационного портала Культура-Урала.РФ, фотографии Кирилла Дедюхина
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл