Уральский филармонический оркестр дал концерт в Мариинке и дебютировал в московском зале «Зарядье»

Музыканты Уральского филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса вернулись в Екатеринбург со столичных гастролей.

30 января коллектив выступил в концертном зале Мариинского театра, а 1 февраля состоялся его дебют в новом московском зале «Зарядье». И в Санкт-Петербурге, и в Москве в исполнении оркестра прозвучала симфония «Турангалила» Оливье Мессиана, завершавшая в декабре 2019 года Международный музыкальный фестиваль «Евразия» в Екатеринбурге.

Симфония «Турангалила» – одно из самых известных и в то же время, редко звучащих сочинений французского композитора ХХ века. Это огромное полотно, в исполнении которого принимает участие не только грандиозный по составу симфонический оркестр, но и используются волны Мартено – редкий электронно-акустический инструмент с необычным тембром. Голос этого инструмента, по словам супруги композитора Ивон Лорио, Мессиан «ожидал услышать на небесах». Инструмент был изобретен в 1928 году радистом и виолончелистом Морисом Мартено. Он представляет собой усложненную клавиатуру, соединенную с электрическим генератором звука и акустической системой. По звучанию волны Мартено напоминают одновременно орган, струнные и терменвокс (другой электроакустический инструмент, изобретенный в 1920-е годы Львом Терменом). Партию волн Мартено на всех трех концертах Уральского филармонического оркестра исполнила профессор Парижской консерватории Натали Форже. Вторым солистом программы выступил ее коллега по консерватории, известный французский пианист и интерпретатор сочинений Мессиана Роже Мюраро.

По словам главного дирижера оркестра Дмитрия Лисса, симфония «Турангалила» в истории музыки 20 века занимает такое же место как Весна Священная Стравинского: «Мы играем и другие сочинения Мессиана, в основном, небольшие произведения – «Улыбку», Четыре медитации, «Забытые дары…». Некоторые из них ранее исполнялись оркестром в Мариинском театре. Валерий Абисалович Гергиев испытывает теплые чувства по отношению к нашему коллективу, – признается Дмитрий Лисс. – Мы были первым оркестром из регионов, кто выступил там. По нашим стопам пошли другие, но мы поддерживаем теплые отношения и всегда с удовольствием возвращаемся».

По мнению музыкального критика Ларисы Барыкиной, «Дебют Уральского оркестра с Мессианом в столичном "Зарядье" вышел громким. Даже оглушительным. По правде говоря, это был концерт из тех, что остаются в истории. Веха в биографии самого оркестра и Свердловской филармонии. Не менее важный момент - в истории исполнений "Турангалилы", которую в России играют с регулярностью раз в 20 лет. Сложнейшая партитура, что говорить. А УАФО с Дмитрием Лиссом уже играли её в середине 90-х. Но как с тех пор поднялся класс оркестра! Теперь это не просто освоение новой музыки, теперь это выдающееся исполнение, интерпретация, которую по-хорошему надо оставлять в записи для грядущего времени. На этом концерте я ещё раз убедилась в том, что наш оркестр играет на равных в высшей лиге симфонических коллективов, и не только российских, поверьте. Без скидок и оговорок. И кстати, лишним доказательством тому был Равель, вторая сюита из "Дафниса", звучавшая перед Мессианом. Кто-то уже написал "размялись на Равеле", Бог мой, хотела бы я всегда быть свидетельницей таких "разминок"! Более перфектного звучания этой чарующей музыки мне слышать не доводилось. В субботу в зале была, что называется, вся Москва, много моих коллег-музыкальных критиков и известных столичных музыкантов, были какие -то иностранцы в большом количестве, и совсем не "какой-то" посол Франции, всё-таки играли изысканную французскую программу с участием французских солистов. Натали Форже, солировавшая и у нас на Евразии, и здесь в Москве, и в Питере - неизменно попадала в эпицентр внимания вместе со своим удивительным инструментом волны Мартено. Отклики в сетях валом идут. Видимо, так и выглядит настоящий успех».

Служба новостей информационного портала Культура-Урала.РФ
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл