Урал Опера покажет «Черевички» с отсылкой к Фриде Кало

Урал Опера готовит премьеру оперы Чайковского, которая не исполнялась в Екатеринбурге более 70 лет.

Без хаты и лент, но с анимацией и отсылкой к Фриде Кало. В Урал Опере готовят премьеру «Черевичек» Петра Чайковского. Комико-фантастическая опера Петра Чайковского, либретто Николая Полонского по мотивам повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Уральцам предстоит увидеть дебютную постановку на оперной сцене известного петербургского драматического режиссёра Бориса Павловича.

«Мы делаем такой вертеп, благо комико-фантастическая форма, которая заявлена Чайковским как жанр, позволяет использовать формы наивного театра, народного, лубочного и взглянуть на гоголевскую историю не как на что-то музейно-этнографическое, а как на рождественское чудо, которое не устаревает», – рассказывает Борис Павлович.

Опера «Черевички» стала седьмой оперой Чайковского. Она же – единственная у композитора по гоголевским произведениям. Комико-фантастические «Черевички» Чайковский называл своей лучшей оперой и даже лично дирижировал премьерными спектаклями в Большом театре.

В Урал Опере «Черевички» не исполнялись больше 70 лет. В новой постановке действие перенесено в абстрактную российскую провинцию.

«В российской провинции ничего не происходит. То ли 200 лет назад, то ли это застойные годы, то ли сейчас – когда отъезжаешь на 300 км от районных центров, не всегда можно определить, какой век вокруг тебя. Диканька – само слово говорит за себя. Это дикое место, которое при этом и Гоголем, и Чайковским написано с большой любовью», – рассказывает режиссёр.

Двумерные декорации, фантастические персонажи и анимация в лучших традициях советских авторских мультфильмов делают спектакль настоящей рождественской семейной сказкой. А наблюдательные зрители найдут в спектакле отсылки к Фриде Кало, Пушкину и даже знаменитой питерской котельной – именно там на гитаре будет играть кузнец Викула. 

Что неизменно и у Гоголя, и у Чайковского, и в спектакле Урал Оперы – всепобеждающая любовь.

«Если присмотреться, сюжет как будто абсурдно-бессобытийный – бесконечные гости у Солохи, откуда-то взялись эти черевички, которые надо привезти. Но всё строится на том, что есть два человека, которым какая-то внутренняя спесь мешает просто любить друг друга. И надо пройти огонь, воду, медные трубы, слетать в Петербург, просто чтобы увидеть, что тот человек, которого ты любишь, был всегда рядом», – рассказывает режиссёр.

Для Бориса Павловича, двукратного обладателя Национальной театральной премии «Золотая маска», предложение поставить оперу было достаточно неожиданным, но оправданным – взгляд стороннего человека всегда позволяет избежать стандартных ходов. Самой большой новинкой в работе стал отказ от оперативности.

«В опере всё не быстро, тебе надо всё придумать за год до того, как артисты выйдут на сцену. Я привык, что придумали – сделали. Мы, режиссёры, так долго настаивали на том, что театр должен реактивно отвечать на происходящее прямо сейчас. А когда пришёл сюда, коллеги повернули моё восприятие, объяснив, что смысл оперного театра в том, что он взаимодействует с окружающей реальностью не по принципу сиюминутного жеста. Он как камни, которые накапливают тепло и потом долго отдают. Действительно, интересно работать, вещи, которые были придуманы два года назад, сейчас совершенно по-другому звучат», – поделился Борис Павлович.

Премьера оперы «Черевички» состоится в Урал Опере 18, 19, 20 ноября, 8 и 26 декабря 2022 года.

Служба новостей информационного портала Культура-Урала.РФ, фото: Кирилл Дедюхин
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл