В Свердловской филармонии аншлаг – Нонна Гришаева с Уральским филармоническим оркестром представляют сказку «Мэри Поппинс». Неизвестно, кто рад больше – дети любимой сказке или взрослые любимой актрисе. После концерта мы расспросили Нонну Гришаеву о театре для детей, нынешнем поколении студентов и роли наставников в жизни.
– Мэри Поппинс, наверное, идеальный вариант наставника – с одной стороны, такая строгая, чопорная британка, с другой – она готова подмечать что-то удивительное в окружающем мире, дарить чувство волшебства детям и всегда быть на стороне ребенка.
– «Мэри Поппинс» – это очень дорогая моему сердцу история. Я являюсь художественным руководителем Московского Театра РОСТА в Царицыно, и именно с этой истории началось мое художественное руководство. Однажды прочитав эту сказку с оркестром, я поняла, что хочу сыграть эту волшебную няню, потому что мы очень близки с ней. И вот уже девять лет я руковожу театром, и это наш флагманский спектакль. Спасибо Максиму Дунаевскому, который подарил нам права на потрясающую музыку из фильма, здесь даже есть музыка, которая в фильм не вошла. И когда меня спрашивают – какой вы художественный руководитель, я всегда отвечаю, что я как Мэри Поппинс – строгая, но добрая.
– Какими были наставники в вашей жизни?
– Мне очень повезло, с раннего детства у меня были потрясающие педагоги, учителя, со всеми я поддерживаю отношения, мы продолжаем общаться. Я им бесконечно благодарна, особенно педагогам Щукинского училища, потому что я пришла из детского театра – девочкой выходила на сцену и была уверена, что я героиня. Именно мои педагоги в Щукинском училище объяснили, что героинь много, так могут многие. А вот то, что могу и умею я – это разные перевоплощения, наблюдения, которые мне особо удавались на втором курсе, в простонародье пародии. И мне говорили – иди в эту сторону, потому что таких нет. Обычно если характерная артистка, то не очень красивая, есть такой стереотип. А ты и хорошенькой можешь быть, и характерной. И я бесконечно благодарна, потому что я их послушала, пошла по этому пути, и в итоге мне это помогает всю жизнь.
– Нужен ли был какой-то «волшебный пендель» чтобы вас направили, подсказали? Или всегда хватало уверенности в себе?
– У меня никогда не было вопроса идти или не идти, быть артисткой или не быть. Это мама сомневалась. Она развивала все мои данные – поэтому была и балетная, и музыкальная школа, и театрально-хоровая студия. Но все равно, когда встал вопрос, ехать в Москву или нет, мама была очень не уверена. Она говорила: ты что! У нас нет денег, у нас нет папы-Бондарчука. Ты куда вообще собралась?! И как раз один из моих педагогов в Одессе, Сергей Михайлович Дубровин, сказал ей: надо ехать, если не она, то кто? Она поступит, просто сделайте хорошую программу, пусть ребенок едет.
– Сейчас вы помогаете вырасти новому поколению актеров, у вас курс в ГИТИСе, и существует даже такой бренд «гришаевцы» – это очень почетно, но и очень ответственно. Какие качества нужны педагогу, без которых он не может состояться?
– Тем, что преподаю в ГИТИСе, я должна быть благодарна своему покойному педагогу Михаилу Борисовичу Борисову, который был моим учителем в Щукинском училище. Параллельно он преподавал в ГИТИСе, был там завкафедрой эстрадного искусства. И он просто взял меня за руку и сказал: ты обязана. Пока ты играющий тренер, пока у тебя есть опыт, которым ты можешь делиться – ты обязана. Я говорю: я не могу, у меня нет времени! И огромное счастье, что я его послушала, что он помог мне набрать этих замечательных детей, как я их называю. У меня есть старшие дети и младшие дети. Старшие – это мои артисты в театре, младшенькие – студенты, сейчас они уже выпускники. Я стараюсь, как меня учили мои педагоги, так же делиться своими знаниями, своим опытом, всем делиться со своими детьми.
– Какие они, нынешние студенты? Чем отличаются от того времени, когда учились вы?
– Главное отличие – наличие гаджетов! Это очень мешает. Всегда и везде – в театре, в учебе, в жизни. Вы, наверное, много раз замечали, когда приходите в кафе или ресторан, сидит пара, каждый в своем гаджете. А слово какое, чувствуете? Гад-же-ты! Мы были более общительными, мы росли во дворах, нас отпускали гулять, и никто не боялся, что что-то произойдет. Я с пяти лет гуляла одна. Сейчас мы в страшном сне не можем себе представить, что мы ребенка в пять лет можем отпустить одного гулять во двор. Вот так изменились времена.
– Приходилось ли выходить со студентами на сцену? Вы ощущаете их полноценными партнерами или больше переживаете за них, опекаете?
– Они уже выходят на сцену в Театре РОСТА, которым я руковожу, у нас есть общий спектакль «Питер Пэн». Это, кстати, была моя первая роль, когда я в детстве вышла на сцену. Я играла Венди, и сейчас я играю и маму, и взрослую Венди. У нас студенты заняты в четырех спектаклях. Конечно, я очень хочу, чтобы была возможность как можно больше ребят взять к нам в театр, я же не просто их учила, я их учила для нас. Я старалась передать свой опыт, сделать из них универсальных артистов, которые могут работать в любом жанре. И петь, и танцевать. Быть синтетическими артистами.
– А кто в профессии был вашими учителями? Вы играете в спектакле «Люся. Признание в любви» в Театре имени Вахтангова. Можно сказать, что Гурченко – ваш учитель?
– Да, и с этого начинается мой спектакль. Там вступительный монолог: «мне всегда казалось, что если уж и быть актрисой, то только такой, как она, которая может все». Понимаете, я поступала в Щукинское училище в обнимку с ее книгой «Аплодисменты», она всегда была для меня таким маяком, образцом, на который надо равняться.
– Быть не только актрисой, но и руководителем – насколько вы комфортно ощущаете себя в роли художественного руководителя Театра РОСТА? Были ли колебания, когда принимали предложение?
– Конечно, колебания были, потому что я никогда ничем не руководила и мне было страшно, боязно, но я поняла одну простую вещь. Если ты входишь в дом с любовью, если ты делаешь действительно что-то хорошее, то все, кто в этом доме живут, они все это в итоге видят, понимают и принимают. И любовь происходит взаимная. А я пришла с добром. Поэтому уже сейчас мне не страшно, и этот театр стал и моим домом.
– Чему ваш театр учит зрителей?
– У меня принцип – я беру к постановке пьесы, произведения, которые обязательно чему-то учат. Я не люблю режиссерских изысков, мне нужно, чтобы ребенок, пришедший на спектакль, понимал, что это хорошо, а это плохо, почему так делать нельзя, а так делать нужно. Выйдя со спектакля, ребенок должен что-то важное осознать.
– И вместе с тем, о вас говорят как о реформаторе, что вы привнесли много положительного и нового в театр.
– Я просто привнесла живой звук, я заставила всех петь вживую. Поскольку мюзикл – это мой самый любимый и сложный жанр, с моим приходом появилось больше музыкальных спектаклей. И даже те постановки, которые шли под фонограмму, я перевела в живой звук.
– Что в ближайшее время появится на сцене вашего театра?
– Не могу не сказать о премьере, которая недавно у нас состоялась. Это мюзикл «Цветик-семицветик» в постановке Даши Борисовой. Получился совершенно замечательный трогательный спектакль. Я с детства любила эту историю, рыдала всегда, она в меня попадала, как говорится, насквозь. Я счастлива, что премьера состоялась и так нравится зрителям, не только детям, но и родителям. Я вообще люблю, когда родители на спектакле не скучают, когда им тоже интересно, поэтому у нас много семейных спектаклей. Есть спектакль для подростков «Про мою маму и про меня», в котором я играю маму. В феврале мы сняли полнометражное кино по этой истории, и осенью будет премьера.
Я очень люблю Екатеринбург, потому что когда-то имела отношение к колыбели русского рока: я лет 30 назад рекламировала «Наше радио». Здесь жила мама Миши Козырева (в то время программного директора «Нашего радио» – прим. ред.), и благодаря рекламному ролику ей звонили – дайте телефон этой девочки, мы ее без проб утверждаем в кино. И я потом снималась у вас в Екатеринбурге в фильме «Тайная сила», где играла мастера-камнереза Настю. Такая у меня история с Екатеринбургом.
Слушайте подкаст «Урал в гости позвал» с Нонной Гришаевой на Яндекс. Музыка.
Вопросы задавала Анна Филосян, фото: Свердловская филармония