7 марта состоится премьера оперетты «Летучая мышь» в Новоуральском музыкальном театре.
Какой будет эта оперетта, и останется ли она опереттой после того, как режиссер Елена Кузина основательно «выбьет из нее пыль» - остается только гадать. Сама она склоняется к тому, что спектакль по духу и подаче стал ближе к мюзиклу, чем к классическому музыкальному жанру, в котором Иоган Штраус писал свое произведение.
«Я хочу сорвать маски с персонажей. Показать их живыми людьми, а не теми вымышленными литературными и музыкальными персонажами, которыми мы привыкли их видеть…» - говорит Елена Кузина.
Она словно живет сейчас в двух мирах одновременно. В одном она ходит по коридорам театра, здоровается, улыбается, пьет из крошечного термоса воду… А в другом – она вся там, в начале 20 века, куда перенеслось действие классического сюжета, переживает с Розалиндой и Генрихом их охлаждение друг к другу, радуется вместе с Адель возможности сбежать на вечеринку и вдоволь натанцеваться.
Можно ли сказать, что сейчас спектакль выходит на финишную прямую? Эскизы нарисованы и согласованы. Закуплены ткани для костюмов, подбираются детали реквизита, едут к нам в театр со службой доставки материалы для декораций. Читки и музыкальные уроки закончены, роли и характеры распределены, артисты под указующим перстом режиссера выходят на сцену и начинается самый интересный и творческий процесс - репетиции. Наверное, это и есть - финишная прямая. И сейчас особенно интересно хотя бы одним глазком подглядеть за тем, как это происходит.
На репетициях Елены Кузиной весело. И при этом очень напряженно. Кажется, что воздух сжался в пружину, и если она разожмется, то будет звонко-звонко. Так и происходит время от времени: серьезная тяжелая работа перемежается шутками и дружеским смехом.
«Девочки, я хочу, чтобы вы сейчас так грянули эту польку, в таком темпе, чтобы вы все упали после первого акта и встать не могли! Слышали? Чтобы двинуться сил не было!» - кричит режиссер хору, и артисты задают поистине бешенный ритм.
Елена требовательна и звонка, она и в зале, и на сцене одновременно - смотрит с расстояния и тут же поправляет позы и движения артистов. А они очень послушны. Даже в массовых сценах вовлечен каждый персонаж. Так много мелочей и действий разворачивается одновременно, определяются акценты и мизансцены, перекликаются массовка с героями, словно посылая друг другу точные пасы. Кажется невероятной та филигранная работа, которую Елена Евгеньевна выстраивает между артистами.
Из разрозненных сцен собирается потихоньку целостное произведение, в нем уже проглядывает характер и та эклектическая, но невероятно стильная составляющая, которая отличает все работы талантливого питерского режиссера - а Елена Кузина именно такой режиссер.
По задумке режиссера и главного дирижера Театра Вячеслава Петушков музыку Иогана Штрауса аранжировали в стили джаз, для чего специально был приглашен композитор Валентин Барыкин. И само действие спектакля перенесено в «эпоху джаза». На западе «Летучая мышь» традиционно ставится в стилистике оперы-буф, в Новоуральске же она ближе к мюзиклу – американизированной версии оперетты.
Со стороны репетиции в последний месяц перед премьерой похожи на марафон, в котором абсолютно все работают на результат, на победу – утром и вечером, практически каждый день. Причем во время этого марафона у команды наблюдается невероятное сплочение и единомыслие, за тяжелой работой чувствуется легкость и многогранность фантазии. «Летучая мышь», которая еще месяц назад, казалось, металась по репетиционным залам, сегодня с уверенностью движется к своей премьере.