Свердловская музкомедия встречает Новый год с новым директором – 25 декабря министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина представила коллективу нового генерального директора Яна Смоленцева. Ян Александрович рассказал Культуре Урала, как пришел в Свердловскую музкомедию и о ближайших планах, но, прежде всего, о загадочном клубке ниток, неизменно лежащем на рабочем столе.
О клубке красных ниток на столе
Это символ Нижневартовского ТЮЗа, который я возглавлял два года. Когда-то это был театр кукол, первый профессиональный театр Югры, и перед моим приходом в 2019 году его перепрофилировали в театр юного зрителя. Мы делали ребрендинг, придумали, что клубок ниток – это и театр кукол, и театр северных регионов, из него можно связать шапку и шарф, это и связь поколений, когда мы плетем историю. В красный клубок все это завязалось, и когда я уезжал в Екатеринбург, мне коллеги подарили его на память. Теперь нет ни одного человека, кто бы ни спросил, для чего здесь клубок ниток.
О пути в театр
Сейчас я могу сказать, что театр сам воспитал себе директора, потому что в 2000 году я пришел сюда в детскую студию. И на протяжении пяти лет были занятия, спектакли, мы не знали, что такое выходные. Создатель студии Владислав Павлович Разноглядов был горд учащимися студии, понимал, что если дети приходят заниматься в театр, они не пойдут воровать, не будут делать что-то плохое. С тех времен появилась любовь к театру, понимание, что профессия актера достаточно сложная и ответственная. В детской студии у меня была ситуация, которая стала основной в моем взрослении. В спектакле «Муха-Цокотуха» я играл Пластинку. Заболел, и с температурой 39, ничего не сказав родителям, поехал на спектакль. А там поролоновый костюм, софиты – довольно жарко. Наверное, по-другому я и не мог поступить. Тогда я понял, когда артисты говорят, что на сцене снимается любая боль, ты выходишь, как будто совершенно здоров и работаешь спектакль на все сто. Не прожив этой ситуации, эту фразу можно было бы и не понять.
После я занимался учебой, был институт, служба в армии. Демобилизовался и думал, куда пойти работать. Первое образование у меня менеджмент, не сценический. Я не понимал на тот момент, что театр так много значит в моей судьбе, и что мне это так интересно. Михаил Вячеславович Сафронов (тогда директор Свердловского театра музыкальной комедии – прим. ред.) пригласил меня на разговор и предложил быть главным администратором театра. Я тут же согласился, но не подал виду, взял недельку на раздумья, хотя не думал ни минуты – я не ожидал такого предложения. И мне повезло. После этого я ни дня не работал так, чтобы без любви, без энтузиазма.
Об интересе к административной работе
Музыкальный театр – это синтез, а менеджмент в театре – это умение объединить творчество и хозяйственную часть, запрос учредителя, постараться освоить бюджет так, чтобы это было эффективно. И когда эти шахматные партии раскладываешь в голове или переносишь на бумагу, ты получаешь от этого удовольствие, занимаешься любимым делом. Я пришел в Свердловскую музкомедию в 2016 году и проработал до 2021 года. Только после ухода понял, как этот театр мне дорог. Все произошло так, как и должно быть. Полезно на какое-то время покидать родной дом, чтобы понять, что можно делать как-то по-другому.
О преимуществах знания театра изнутри
Театр – это самая сложная структура в культуре, и у каждого театра структура своя. Важно понимать все процессы – кто чем занимается, как выстраивается работа. Где-то швея может быть администратором, а где-то не может. И надо осознавать, что этот человек днем шьет, а вечером дежурит на спектаклях, что у него есть свой производственный процесс, и что это вообще объединяется в одном человеке. Когда ты уже встроен в процесс, тебе проще, не нужно время на адаптацию.
Еще важно, когда идет преемственность поколений. Я считаю себя учеником Михаила Вячеславовича, здесь традиции нельзя передать словами или прочитать в книге, их надо было впитывать непосредственно от него. Он одной своей фразой научил меня самостоятельности. Я пришел по одному копеечному вопросу, а он меня благополучно развернул. И я думаю – а что я бегаю? Надо уже принимать решения и нести за них ответственность. У меня тогда очень сильно поменялось мировоззрение. А через неделю он подошел и извинился. Эти его поступки для меня были очень важными.
О профессиональных достижениях
В 2023 году я стал лауреатом Вахтанговской премии в области организации театрального дела, это признание профессиональным сообществом качественных изменений в Нижневартовском театре. Мы собрали наш опыт, систематизировали – это можно брать как методичку и применять в другом театре.
Вообще, премия директора может быть связана только с достижениями театра – проведение большого ремонта, осуществление проектов, поиск дополнительных средств. Вот сейчас человек пришел в театр и ему не надо стоять в очереди в буфете, мы сделали бронирование столов и заказ онлайн, и все 20 минут антракта можно наслаждаться общением.
О первостепенных задачах
Начнем проводить более глубокий анализ того, что происходит сейчас. Чтобы понимать, где мы проседаем, где надо видоизменить какие-то процессы. Это не глобальные изменения, более локальные, точечные. Предстоит замена штанкетного хозяйства, подъемно-опускные механизмы основной сцены установлены в 1964 году, и с того времени не менялись. В сентябре 2024 года планируем гастроли в Минск. А если брать долгосрочные планы, то это подготовка к столетию театра. Осталось десять лет, это не так много, как кажется, какие-то кирпичики должны быть заложены уже сегодня. К столетию мы должны прийти с полностью модернизированным материально-техническим комплексом и положить курс на будущее. В СССР Свердловская музкомедия была лабораторией советской оперетты, потом – лабораторией мюзикла. Что будет после столетия? Мы держим нос по ветру и будем с нашим зрителем существовать в общей повестке города.
Об интересах помимо театра
Очень люблю горные лыжи, и хорошо, что вокруг города есть горнолыжные курорты, которые работают допоздна, так что, даже работая до 19-20:00, ты еще успеваешь часик покататься. А смена вида деятельности – это очень важно. Все остальное свободное время уходит на дочь. Я на работе, она – в садике, получается видеться в короткие часы выходных. Я рад, что ей нравится театр. В 3,5 года она, не отрывая глаз, смотрит спектакли по 2 часа с антрактом, и просится к папе на работу. В Нижневартовске многое, что было сделано в театре, было сделано благодаря ей. Приехав в город и проведя анализ, я понял, что не хватает активностей для маленьких, и мы предложили бэби-зал, сделали пространство, куда сейчас не купить билеты. Что будет здесь – не знаю, может быть, она подрастет, и я через нее пойму, чего не хватает городу.
О любимых спектаклях
Любимый спектакль – и хорошо, что у нас такие есть – это тот, после которого хочется помолчать. И большинство из них – спектакли Кирилла Савельевича Стрежнева. Наверное, только после его ухода я понял: то, что делал он – это верх искусства режиссерского музыкального театра на сегодняшний день. Все его спектакли как-то отдельно у меня отзываются. Наверное, потому что больше не будет новых. Я надеюсь, что мы их будем сохранять. Хотя, без снятия даже самых любимых спектаклей с репертуара, не может появиться чего-то нового. На данный момент в репертуаре 52 постановки, их тоже надо прокатывать.
О творчестве в работе менеджера
В административной работе без творчества никуда. Но каждый раз это по-разному, сегодня это может быть 10%, завтра 90 – и наоборот. Главное, чтобы был баланс, невозможно забывать одно и уходить в другое.
О чувствах к театру
Чувство долга перед этим театром. Чувство гордости и глубокое уважение к тому, что здесь происходило до меня. Я довольно сентиментально отношусь к таким вещам, но мне кажется, не театр обязан нам, или мы театру. Театр дает возможность реализовать себя – не важно, актер ты, администратор или кто-то еще. Надо быть благодарным театру за то, что эта возможность у тебя появилась.