Почему Урал стал местом последних скоморохов: от Кирши Данилова до Старика Букашкина

Если бы вы были участником литературного квеста, смогли бы вы определить, к какой эпохе принадлежат эти стихи? 

Возможно вы бы даже сказали, а стихи ли это? Не белиберда? Может это слова заговора? Но нет, все три автора стихов, хоть и жили в разное время, уже классики. Алексей Крученых и Велимир Хлебников из XX века, а автор третьего фрагмента – самый загадочный из этой тройки – Кирша Данилов из XVIII века. 

Урал может гордиться, ведь именно здесь родился человек, благодаря которому мы знаем множество песен, пришедших из глубокой древности. Он вдохновлял Пушкина и Лермонтова, а вот сам, скорее всего, был неграмотным. 

Кирша или полностью Кирилл Данилов был потомственным скоморохом. Не из тех, чей образ вульгаризировала массовая культура. Скорее он ближе к Гомеру, автору древнегреческого эпоса. Данилов исполнял былины, сказания, песни, которые были старше его на сотни лет. Родился он в Невьянске в 1703 году. Казалось бы, откуда в Невьянске, который был основан в 1701 году, древность? Но стоит вспомнить, что задолго до строительства первых уральских заводов скоморохи попали под запрет и спасались от гонений, уходя на дикие земли, куда не дотягивалась рука московского царя. О том, как появились на Руси скоморохи и почему их преследовали смотрите в нашем видео.

Кто такой был Кирша Данилов?

Некоторые историки считают, что Кирша Данилов был скоморохом в шестом поколении. Чтобы узнать его биографию, имя и обстоятельства создания первого сборника русских былин, исторических, лирических песен, духовных стихов, записанных с его слов, потребовалось расследование длиной в два века, труд многих учёных, но до сих пор существует немало спорных моментов. 

Уральцам не привыкать восстанавливать биографии почти легендарных персонажей, о которых ничего не известно. Они занимаются этим с XVIII века. Самый почитаемый уральский святой – Симеон Верхотурский получил имя только после смерти, когда потребовалось узнать, чьи мощи творят чудеса. С Киршей Даниловым дело обстояло чуть проще – его имя встречалось в официальных документах демидовской канцелярии.

Для любителей старины и словесности Кирша (Кирилл) Данилов появляется только в 1804 году, когда впервые Андрей Якубович опубликовал сборник под названием «Древние русские стихотворения». Первоначального экземпляра, где был указан автор текстов – Кирша Данилов, не сохранилось. О том, что его имя присутствовало в рукописи, мы знаем только из описания, составленного издателем. Современным исследователем, прежде всего замечательному историку Виктору Байдину, удалось серьезно продвинуться и восстановить биографию Данилова. 

Кирша Данилов родился в Невьянском заводе Демидова, в документах он записан молотовым мастером, вместе с тем он был музыкантом и сказителем. Пользовался покровительством Демидовых. Бывал на Алтае, в разных городах Урала. Вероятно, на Алтае сопровождал Демидова. Демидовы, сделавшие внушительную карьеру в правление Петра I, вышли из той среды, что склонялась к Расколу. Они покровительствовали староверам, а возможно и сами  втайне придерживались старой веры. Привыкшие укрывать от официальной власти деятелей раскола, они оказывали покровительство и некоторым другим, которых преследовала власть. Вероятно, в их числе были и скоморохи.

В начале XVIII века только редкие люди имели собственную фамилию, остальные пользовались прозвищами или родовыми именами. Как, например, было с Киршей (Кириллом) Даниловым Никитиным. 

Кирша попал в собственный сборник: 

Данилов застал три поколения Демидовых. Родился он, когда основатель династии Никита Демидов и его сыновья начинали строить заводы на Урале, с его старшим сыном Акинфием ездил в алтайские владения Демидовых, сын Кирши Данилова был отдан Григорию Акинфиевичу Демидову, а сам он был связан с Прокофием Акинфиевичем Демидовым. Именно Прокофий стал инициатором записи древних песен, которые знал и исполнял Кирша Данилов. 

Почему сборник Кирши Данилова оказался настоящим сокровищем?

«Весур, весур валахтантарарах-тарандаруфу!» – это строки из 61 песни из сборника Кирши Данилова «Там на горах наехали бухары». Она самая эксцентрическая по словарному составу. Остальные гораздо ближе к современной речи. Всего в сборнике попало 71 сказание. 

В детстве мы с удовольствием слушаем былины. Герои древнерусского эпоса даже стали персонажами мультфильмов. Но вряд ли задумываемся, откуда к нам пришло это знание? Наверное, кто-то когда-то записал. В нашем случае эти герои вполне конкретны: Прокофий Демидов, который приказал записать и сохранить старину, и Кирша Данилов – скоморох, ставших молотовым мастером. Действие некоторых песен относится к XII веку, значит ко времени Кирши Данилова этим сюжетам было по 500 – 600 лет. 

Собирать и записывать фольклор в России стали довольно поздно, пик активности приходится на XIX век. Демидов был одним из первых, кто сделал это осознано еще в середине XVIII века. По всей видимости, песни записывали в несколько приемов. Филологи потом сломали немало копий, пытаясь определить, как в тексты попали мотивы и сюжеты, бытовавшие в разных регионах России. Кто-то даже усомнился в подлинности фигуры Кирши Данилова и готов был приписать все некой литературной мистификации. 

Россия в начале XIX века, возможно, впервые с интересом стала вглядываться в собственное прошлое. В 1800 году был опубликован текст «Слова о полку Игореве», случайно обнаруженный графом Алексеем Мусиным-Пушкиным в рукописном сборник XVI века. В 1804 году вышли «Древние русские стихотворения», известные сейчас как «Сборник Кирши Данилова». Наверное, читатель скоро поляжет по тяжестью множества дат. Но они помогают понять, каким усиленным был эффект от открывшегося совершенно свежего источника вдохновения для литераторов.

В 1818 году вышло второе издание под названием «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». У филологов появилась работа на столетия вперед – исследовать русский эпос. В сборнике Кирши Данилова впервые появляются записанные сюжеты о новгородском купце Садко, о Добрыне Никитиче и Змее, Щелкане Дудентьевиче, Иване Годиновиче, Гостье Терентьище, о взятии Казани. 

А что же Пушкин?

Когда было опубликовано второе более полное издание песен Кирши Данилова, Пушкину исполнилось 19 лет. Он искал себя в поэзии. Для него сборник уральского скомороха стал одним из постоянных источников изучения. Некоторые мотивы попали в поэму «Руслан и Людмила», в сказки, в «Песню западных славян», возможно — в шуточную сказку «Царь Никита и сорок его дочерей». В набросках к поэме «Мстислав» отразились мотивы былины «Илья ездил с Добрынею» и попытки Пушкина по-своему интерпретировать сюжет «Бой Ильи Муромца с сыном».

Даже при написании «Евгения Онегина» Пушкин использовал «Древние русские стихотворения», чтобы отвечать критикам, которые осудили использование слов «хлоп», «молвь», «топ».

«Слова сии коренные русские... Хлоп употребляется в просторечии вместо хлопание, как шип вместо шипения: он шип пустил по-змеиному», — писал Пушкин.

Оценил песни из Сборника и Николай Карамзин — автор «Истории государства Российского». Интересно, что его сын был женат на владелице уральскими заводами Авроре Демидовой, и сам побывал в тех местах, где жил Кирша Данилов. 

Влияние Кирша Данилов оказал и на Лермонтова. Экземпляр «Древних песен» издания 1818 года был в библиотеке Льва Толстого в Ясной Поляне. Сын Толстого Сергей вспоминал: «Напевы Данилова очень нравились моему отцу. Он даже подобрал аккомпанемент к одной из них, а именно к песне «Высота, высота ль поднебесная, глубота ль, глубота океан-моря». В 1876 году Лев Толстой послал Петру Чайковскому сборник народных песен с просьбой обработать их. Сергей Львович предполагает, что это были «Древние русские стихотворения».

После того, как Сборник Кирши Данилов стал настольной книгой Пушкина, Лермонтова, Толстого, не удивительно, что он очаровал и музыкантов. Николай Римский-Корсаков использовал напев былины о Соловье Будимировиче в опере «Садко»...

Как в XX веке «Малахитовая шкатулка» другого уральского сказителя Павла Бажова была отправлена на экспорт, «Сборник Кирши Данилова» стал известен и за пределами России.

Что мы знаем о сборнике Кирши Данилова?

Сборник был записан после 1742 года на Урале. Оригинал рукописи с 1768 года хранился у заводчика Прокопия Демидова, после его смерти перешёл к Марку Хозикову, а в 1802 году — к Фёдору Ключарёву. Русская старина тогда была в моде, так что Ключарёв поручил своему подчинённому Андрею Якубовичу подготовить материал к печати. В 1804 году под названием «Древние русские стихотворения» был издан первый вариант сборника, включавший 26 текстов.

Николай Румянцев перекупил рукопись и поручил Константину Калайдовичу подготовить новое издание, более полное. В 1818 году увидели свет «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», включавшие уже 61 текст (10 оставшихся Калайдович счёл непристойными).

За последующие 200 лет сборник много раз переиздавался, причём неизменно с цензурными купюрами из-за обсценной лексики в скоморошьих песнях. Только в 2003 году вышло первое полное издание без купюр.

Послушайте как звучит фрагмент одной из былин:

00:00
02:19

Башлачев и Старик Букашкин – рок и панк скоморохи Урала 

Известно, что Кирша Данилов прожил долгую жизнь, умер и был похоронен в уральских владениях Демидовых, рукопись, упорхнув в центральную Россию, стала жить своей жизнью. Её покой тщательно берегут филологи-академисты. Ёрнический и иногда скабрезный слог уральского мастерового-скомороха выпрямили, снабдили комментариями и почти оторвали от жизни. 

Но Урал – место, которое подстрекает к надрыву и немного кликушеству. Именно так можно совершить шаг к свободе, в которой здесь так нуждались. Отдав филологам Киршу Данилова, Урал вызвал к жизни новых скоморохов. 

В конце 1980-х молодой рокер, свердловский студент Александр Башлачев пишет пронзительную балладу в духе древнерусских песен «Как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки»:

Балладу он написал после смерти маленького сына, но исполняя ее, вкладывал такую страсть, что стирал пальцы в кровь о гитарные струны, а песня выплескивалась за границы личной трагедии.

В то время, как Башлачев поёт о Ванюше, успешный свердловский инженер-электротехник Евгений Малахин ломает шаблоны и становится уличным художником, панк-скоморохом, народным дворником Стариком Букашкиным. Он добровольно меняет фетровую шляпу на странный колпак с бубенцами, сочиняет стихи, организует народные мастерские, в которых художники и дилетанты под его руководством создают искреннее искусство и делятся им с людьми.  Сама его жизнь становится искусством, и в своих наивных сказках он говорит то, что не успел сказать Кирша Данилов.

Юх, когда-нибудь добрый

Восторжествует над злом…

И всё!

Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. Фотографии Евгения Головкина, Кирилла Дедюхина. Видео Евгения Головкина.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл