Здесь на вершине горы стоит дворец, под ним – подземные ходы, а внутри дворца сияет золотом и переливается красками сказочная комната. Звучит по-сказочному, но каждое слово правда. И про ходы, и про комнату. Есть в Екатеринбурге усадьба, которую построил в начале XIX века купец Лев Расторгуев. Жил он во времена Александра Пушкина. Многое успело произойти и с домом, и с потомками купца до того, как в 1937 году в его усадьбе открыли Дворец пионеров, а одну из комнат расписали сюжетами пушкинских сказок.
В прошлом эту комнату воспринимали как предмет особой гордости и показывали высокопоставленным гостям. Рядом с лукоморским дубом фотографировались премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и его дочь Индира Ганди, иранский Реза-шах Пехлеви и другие. Дети, занимавшиеся в кружках Дворца пионеров, могли видеть эту комнату хоть каждый день. Со временем о ней стали говорить все реже. Пионерию отменили, дворец несколько раз поменял название. Детские кружки сохранились, но в изменившемся мире они утратили свою эксклюзивность, и о комнате пушкинских сказок сегодня знают в основном те, кто занимается во Дворце «Одаренность и технологии» (так теперь он называется). Дворец, построенный купцом-старообрядцем, продолжает хранить множество тайн, одна из них – тайна пушкинской комнаты.
Иконописцы рисуют Пушкина
Необычность пространства в том, что для пионеров, отрицающих религиозный взгляд на мир, самую красивую комнату создали потомственные иконописцы из села Палех.
Кисточка мастеров Палеха черпала силу в Древней Руси. С XVII века село Палех славилось мастерами-иконописцами. Палехская манера письма сложилась под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской иконописных школ.
Немного прозы в древний промысел внес купец Коробков в XVIII веке. Он поставил на поток производство лакированных козырьков для армейских кепок, а затем появились лаковые табакерки из папье-маше. На черные табакерки наносились яркие светские сюжеты, и здесь мастера из Палеха были одними из первых и по мастерству, и по выдумке.
Советская власть быстро поставила крест на религии. Иконописцы оказались без заказчиков. Им пришлось находить новые способы применения своих талантов. Чтобы не пропасть по одиночке, в 1918 году они объединились в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. Но пока шла Гражданская война, будущее было неопределенным. Сегодня днем рождения палехского искусства принято считать основание 5 декабря 1924 года «Артели древней живописи». Эта артель стала получать заказы не только на производство лаковой миниатюры, но и на фрески. Такие фрески появились и во Дворцах пионеров.
Когда появились Дворцы для детей?
Мода на открытие Дворцов для пионеров пришла в середине 1930-х. Оставим историкам эпохи разбираться с тем, как это связано со словами «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». После принятия постановления «О мероприятиях по развёртыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.» начался настоящий бум открытия новых детских внешкольных учреждений. Дома и клубы пионеров существовали и раньше, но в 1930-х их повысили до статуса дворцов. Вот такой дворец решено было открыть в Свердловске (до 1924 года Екатеринбурге) в 1936 году. Для детей перестраивали старинную усадьбу, которую до этого занимал Урало-Сибирский коммунистический университет. В новом дворце по примеру Ленинграда создали комнату пушкинских сказок.
Время открытия дворцов (1936 – 1937) совпало со столетием смерти Александра Пушкина. После советской ревизии прошлого литературного наследства Пушкин возглавил пантеон одобренных литераторов. Вполне справедливо он занял первое место в русской литературе. К столетнему юбилею смерти поэта начали готовиться задолго до самой даты. Открывали памятники, печатали новые издания, заказывали иллюстрации художникам. Кому первому пришло в голову расписать Дворцы пионеров сюжетами из сказок Пушкина, определить трудно. Возможно, Максиму Горькому.
В юности Горький сам учился и работал в иконописной мастерской в Нижнем Новгороде, основанной палешанином Дмитрием Андреевичем Салабановым. Когда писатель вернулся в Советский Союз из эмиграции, он принял живое участие в судьбе художников «Артели древней живописи». После встречи с мастерами Горький искал способ помочь им. В 1936 году мастеров из Палеха пригласили расписать комнаты двух дворцов пионеров. Из десяти комнат, расписанных мастерами из Палеха по сюжетам сказок Пушкина в разных городах СССР, осталось всего три. В Иваново, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Палех в Свердловске
В Свердловск мастера отправились из Ленинграда. В городе на Неве Дворец пионеров в Аничковом дворце был открыт в феврале 1937 года. На свердловских фресках записана дата окончания работ – апрель 1937 года. Для создания росписей в Свердловске было выбрано два сюжета: «Сказка о золотой рыбке» и пролог к поэме «Руслан и Людмила». Эти стихи о Лукоморье дети учат в школе
Дворец, который строился примерно в то же время, когда Пушкин создавал свои произведения, прекрасно подходил для его сказок. Особенно, когда их иллюстрировали иконописцы. Мастера Палеха словно перенимали эстафетную палочку от невьянских иконописцев.
Строитель усадьбы Лев Иванович Расторгуев принадлежал беглопоповскому согласию. Иначе выражаясь, был раскольником. В доме он устроил молельню, в центре которой располагался удивительной красоты иконостас. Почти все иконы тончайшего письма создавали иконописцы Богатыревы из Невьянска. В 1834 году молельня была опечатана властями и простояла в таком виде до 1919 года. После борцы с религией сломали иконостас, иконы чудом удалось спасти, передав их в местный музей. Сегодня иконы из расторгуевского дома признаны образцом высочайшего подъема иконописного искусства. Но мастера из Палеха, возможно, об этом и не знали. Прибыв в Свердловск, они приступили к понятному им ремеслу.
Старший в группе создавал эскиз, далее его воплощали бывшие иконописцы. Один из них – Пётр Вонифатьевич Вакуров был «мастером-старинщиком». В прошлом он участвовал в реставрационных работах в Соборе Святой Софии в Новгороде Великом и «поновлении фресок» в Мирожском монастыре в Пскове. Он больше других понимал, как работать с настенной росписью. Но и каждый из мастеров, которые приехали в Свердловск, был не прост. Все они происходили из семей потомственных иконописцев. Это были: Дмитрий Николаевич Буторин, Алексей Вонифатьевич Ватагин, Михаил Петрович Вакуров, Иван Петрович Вакуров, Трофим Петрович Лятов. Ниже мы приведем их биографии.
Расписывали комнату сказок темперой по сухой штукатурке. Использовали натуральные красители, замешанные на яичных желтках. Краски ничуть не потускнели за годы существования комнаты.
То, что комнату расписали иконописцы, понятно, если приглядеться к созданным образам. Героев пушкинских сказок легко представить на иконах. Леший напоминает беса, Кощей – царя Ирода, цари – благочестивых государей, даже пышные цветы совсем такие же, как на богородичных иконах. В Иваново бывшие иконописцы создали сюжет, которого нет ни в Екатеринбурге, ни в Санкт-Петербурге. Проиллюстрировали «Сказку о попе и его работнике Балде». Запрос времени.
Возможно, когда-то мы сможем соединить все три истории сохранившихся палехских росписей бывших дворцов пионеров. Пока каждая из комнат не слишком доступна для свободного посещения.
Судьба мастеров, оставивших часть души во фресках свердловского дворца пионеров, сложилась вполне благополучно. Все они были участниками выставок, в том числе Международной выставке в Париже в 1937 году. Многие преподавали в Палехском художественном училище.
Интересно, что палешане вдохновили уральцев продолжить роспись дворца. В 1945 году в свердловском Дворце пионеров была расписана еще одна комната – теперь уже по мотивам сказов Павла Бажова. К пушкинским русалкам, лешим и говорящим рыбам добавился таинственный каменный цветок, хозяйка Медной горы и другие герои уральского сказочного пантеона.
Краткие биографии художников из Палеха, расписавших комнату пушкинских сказок во Дворце пионеров Свердловска
Дмитрий Николаевич Буторин (1891 – 1960)
Происходил из семьи потомственных иконописцев. Учился в учебных мастерских при Комитете попечительства о русской иконописи в Палехе (1902–1906). В 1906–1917 работал в Петербурге в иконописной мастерской своего дяди А. Е. Одинцова. Участвовал в Гражданской войне.
После демобилизации вернулся в Палех. В 1925 году стал членом Артели древней живописи. Участвовал в росписи дворцов пионеров в Ленинграде (1936), Свердловске (1937), Иванове (1938), Ярославле (1939); реставрации наружных фресок Успенского собора Московского Кремля (1946).
Был иллюстратором книг, расписывал изделия из папье-маше (шкатулки, коробки, пудреницы, ларцы, пласты, тарелки) на литературные, фольклорные, бытовые, исторические сюжеты, советские темы. Был участником многочисленных выставок, в том числе Всемирной выставки в Париже (1937).
Блохин Николай Александрович (1909 – 1985)
Родился в Палехе. Потомственный иконописец. Учился в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи. Умер в 1985 году в Москве.
Занимался рисунком по ткани. Тематика произведений: фольклор, жанровые сцены. Работы Николая Блохина хранятся в Государственном музее палехского искусства.
Михаил Петрович Вакуров (1890 – 1942)
Потомственный иконописец, младший брат Ивана Вакурова. В 1900-1906 годах учился в иконописнай мастерской Николая Софонова. С 1906 года работал в мастерской Софонова, писал и реставрировал иконы. В Артель древней живописи вступил только в 1932 году. Создавал рисунки для ткани. Тематика произведений: литература, жанровые сцены, охоты, орнамент. Его работы хранятся в нескольких музеях России. Умер 5 августа 1942 года, похоронен в Палехе.
Иван Петрович Вакуров (1885 – 1968)
Родился в селе Палех в семье потомственных художников-иконописцев. В 1893—1899 гг. учился в известной иконописной мастерской видного палехского иконописца Николая Софонова, где его отец — Пётр Вонифатьевич Вакуров, был «мастером-старинщиком». В 1899—1915 гг. работал в мастерской Николая Софонова. Совместно с «мастерами-софоновцами» участвовал в реставрационных работах в Соборе Святой Софии в Новгороде Великом и «поновлении фресок» в Мирожском монастыре в Пскове.
Расписывал церкви, писал иконы. В 1919—1922 гг. работал в реставрационной мастерской специалиста по древнерусскому искусству художника Алексея Вашурова в Москве. Затем недолго «служил копировальщиком» на строительстве железной дороги в Пермской губернии, а в свободное время гримировал артистов в местном клубе. В 1923 году опять приехал в Москву и продолжил работать в мастерской Алексея Вашурова, но затем перешёл в мастерскую Александра Глазунова, где начал расписывать изделия из папье-маше.
В 1924 году вернулся в Палех. Принял участие во Всемирной парижской выставке 1925 года, и его работы получили золотую и бронзовую медали, а также отмечен Почётным дипломом. В декабре 1925 года вступил в палехскую «Артель древней живописи».
В 1934 году выступил одним из инициаторов реорганизации профессиональной школы в Палехское художественное училище, в том же году принят в члены Союза художников РСФСР. Начиная с 1955 года и до конца своих дней являлся преподавателем Палехского художественного училища. Умер 20 апреля 1968 года, похоронен в Палехе.
Алексей Иванович Ватагин (1881 – 1947)
Живописец-миниатюрист, иконописец. Учился в иконописной мастерской Николая Софонова в Палехе (1890–1896). Работал в мастерской Николая Софонова; занимался стенописью. Участвовал в реставрации фресок в Новодевичьем монастыре (1916), Историческом музее в Москве, Троице-Сергиевой лавре, Калязине, Петергофе, Ипатьевском монастыре в Костроме, наружных фресок Успенского собора Московского Кремля (1936). В 1916–1917 находился на военной службе.
Жил в Палехе. В 1925 году стал членом Палехской Артели древней живописи. Выполнял росписи на изделиях из папье-маше на литературные, фольклорные, бытовые сюжеты.
Автор станковых живописных произведений. Участвовал в росписи дворцов пионеров в Свердловске (1937), Ярославле (1939). Создал иллюстрации к «Сказкам» А. С. Пушкина. Был участником многочисленных выставок, в том числе Всемирной выставки в Париже (1937).
Преподавал в Палехском художественном училище (1928–1947). Его творчество представлено во многих музейных собраниях.
Трофим Петрович Лятов (1888 – 1961)
Родился в селе Палех Владимирской губернии. Ученик Артели древней живописи с 1928 года. Член Артели с 1932 года. Участвовал в реставрации соборов Московского Кремля, а также Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Участник выставок с 1933 года.
Работы хранятся в нескольких музейных собраниях. Тематика произведений: литература, жанровые сцены. Умер 24 октября 1961 года. Похоронен в Палехе.
Хохлов Михаил Александрович (1910−1993)
Учился, а затем работал в Артели древней живописи (Палехском товариществе художников, Палехских художественно-производственных мастерских). Умер в 1993 году, похоронен в Палехе.
Тематика произведений: фольклор, литература. Произведения Михаила Хохлова хранятся в музеях: Государственном музее палехского искусства, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике.