В Год педагога и наставника публикуем серию материалов с известными педагогами Свердловской области. Наш первый герой – Наталья Аркадьевна Павликова, преподаватель Уральского хореографического колледжа. В 2023 году здесь состоялся первый выпуск, и ученики Натальи Аркадьевны разлетелись по российским сценам. Поговорили о пути в профессию, о наставниках и давлении, без которого не бывает балета.
– Наталья Аркадьевна, как Вы пришли в профессию, с чего начался для Вас балет?
– Я очень благодарна маме, она была очень наблюдательна и заметила, что в 3 года меня было просто не оторвать от балета. Если спектакль показывали по телевизору – а раньше это происходило достаточно часто, особенно «Лебединое озеро», «Щелкунчик», – то меня уже ничто другое не интересовало. И поэтому она меня рано, с пяти лет, отдала в кружки – сначала в Верхней Пышме, где мы жили, потом возила меня в Екатеринбург, а потом по совету педагогов мы поехали в Пермское хореографическое училище. Так получилось, что я с первого раза туда не поступила. Экзамены были в мае, набор был большой, приемная комиссия очень придирчиво отсматривала претендентов, и меня не взяли. В конце августа вдруг по радио объявили, что у них недобор и они срочно приглашают абитуриентов. И буквально в последний день августа мы с мамой сели на поезд и поехали в училище. И хотя я три месяца была у бабушки в деревне, на коровьем молоке сильно поправилась, что-то во мне увидели. Взяли с условием, что похудею. Для родителей поступление – это не такая радость, потому что ребенка в 9 лет отрывают от семьи, и сам ребенок тоже переживает. Я хорошо помню, как ходила по коридорам, редко, конечно, но плакала. Вот такая тоска по семье была. Но есть дело, которое ты любишь, которым ты занимаешься, это все равно вовлекает тебя в процесс.
– Кто стал Вашим наставником в училище?
– К нам пришла совсем молодая педагог, она для нас была как мама, мы ее так первое время про себя и называли – Лидия Григорьевна Уланова, мы у нее учились все восемь лет. И если ты берешь класс, то отвечаешь не только за правильность обучения движениям, но и за духовное развитие детей. Она приучала нас к постижению культуры: водила в театр драмы на генеральные репетиции спектаклей, которые раньше были открытыми, вместе мы смотрели и обсуждали хорошие фильмы.
В театре мне тоже очень повезло, мы пришли вдвоем с подругой Мариной Богдановой, и нам дали наставника. Ее все звали Ляля, Ляля Гускина, а так – Елена Ростиславовна. Она не разрешала называть себя ни полным именем, ни, тем более, с отчеством, все ее звали Лялей – и молодежь, и старшее поколение. Помню, как она отчитывала, что на нас плохо сидел костюм. В театре ведь нет такого, что на тебя сшили костюм, тебе его дали с чужого плеча. Что принесли, то и надел. И это для нас был урок. Не то, чтобы она нас ругала, но очень серьезно объясняла, что так нельзя выходить, платье должно сидеть как влитое. И потом, когда танцевали что-то новое, мы приходили намного раньше начала спектакля. Костюмер тетя Таня подгоняла костюм, и сами мы подшивали, чтобы костюм сидел как надо.
– Фактически, Вы становитесь для этих ребят семьей. Как завоевать доверие ребенка?
– Важно найти к ним подход. Мне кажется, нас было проще учить – мы не подвергали сомнению решения педагога и выполняли все, о чем он просил. Сейчас дети другие, найти к ним подход и контакт бывает очень непросто, а требования профессии высокие. Здесь неизбежен нажим со стороны педагога, без этого, к сожалению, материал не может быть усвоен. Как правило, в классе есть несколько человек, которые добросовестно работают, а остальные просто неактивно и безынициативно «пребывают» на уроке. Но процесс обучения требует отдачи со стороны детей, иначе не будет продвижения. Иногда нужен нажим педагога, который не все могут перенести. Редкий урок, когда ты встал к станку и работаешь, часть урока всегда уходит на разговоры. И это обязательный момент: маленьким детям про что только не расскажешь, чтобы класс собрать. Например, про лодку, в которой мы вместе плывем восемь лет. Сейчас у меня первый класс, мальчишки, я им говорю: мы не должны перевернуться, а поэтому должны грести все вместе, у каждого по веслу.
– Как получилось, что Вы пришли в педагогику?
– Для меня переход получился естественным. Я работала у Олега Алексеевича Петрова в коллективе «Балет Плюс». При театре мы организовали детскую хореографическую студию под патронажем народной артистки СССР Нины Ивановны Меновщиковой. Студия просуществовала 10 лет, и я в ней стала преподавать. Поэтому до того, как я начала работать в системе образования, опыт уже был, я совершенно спокойно шагнула в педагогику, мне было интересно.
– Когда ваши ребята на сцене, кто больше переживает – они или Вы?
– Мне кажется, педагог очень переживает. За ребят волнуешься даже больше, чем когда ты сам танцуешь. Конечно, мы много репетируем, стараемся, чтобы тело освоило материал. Всячески подбадриваешь, поддерживаешь, говоришь, что самое главное, в конце концов, это танец. Даже если ты упадешь, нельзя расстраиваться. Ничего, все падают, поэтому танцуй.
– В 2023 году в Уральском хореографическом колледже состоялся первый выпуск. Каково отправлять ребят в большую жизнь?
– Выпускной год был тяжелый, это действительно испытание и для детей, и для педагога. Порой не хватало физических возможностей, у кого-то технических, мы пытались это преодолеть. Но это интересный путь. Я считаю, что мы достойно смогли справиться с этой задачей. Часть ребят сразу ушла в театры, часть – в небольшой отпуск. Они тоже устали, нужно было выдержать четыре госэкзамена и большой отчетный концерт. Сейчас они мне пишут, звонят, я в курсе их дел, и очень благодарна, что они не забывают меня.
– Сложно ли кроме творческой работы иметь еще и творческую семью?
– Если ты состоялся в профессии, то это действительно благодаря семье, потому что семья – это большой помощник. Мой муж – Александр Викулин – заслуженный артист Российской Федерации, драматический актер. Дочь у нас тоже актриса и, конечно, жизнь бывает очень насыщенной. Но в нашей семье никогда не было, чтобы каждый тянул одеяло на себя. У нас все в помощь друг другу, и поэтому любые проекты у Маши или у Саши всегда интересны и мне. И с их стороны я тоже наблюдаю интерес к моей деятельности – они всегда ходят на концерты моих детей.
– Оставляет ли балет время и место для каких-то своих интересов?
– Сейчас в приоритете у меня семья. Но вообще, я очень люблю учиться, мне многое интересно в жизни. Я окончила Уральский университет, магистратуру в Академии Вагановой. Мне было легко учиться в Академии, поскольку чувствовала себя там как в родном доме, понимала, что я на правильном пути в профессии.
– Что самое важное, чтобы Вы хотите передать ребятам, какие-то умения или личностные качества?
– Я всегда говорю одну вещь: труд танцовщика связан с физическими перегрузками, и чтобы быть в нашей профессии, ее надо очень любить. А если любишь, то ты верен своей профессии, служишь этому делу. Поэтому и детям я говорю: тут не научить, тут надо влюбиться – и тогда ты будешь идти дальше.