В Екатеринбургском цирке, который является одной из площадок Уральской индустриальной биеннале современного искусства, с 12 по 24 октября представят масштабную перформативную программу. Посетителей ждет семь перформансов, четыре из которых ранее не показывали зрителям.
Александр Фролов – «Реальность слишком реальна» (мировая премьера)
Премьера: 12 октября, 16:00
Повторы: 14 октября, 16:00; 13,15 октября, 18:00
Перформанс танцовщика и хореографа Александра Фролова «Реальность слишком реальна» основан на идее присутствия и самом факте физического пребывания внутри пространства цирка. В своей работе автор и исполнители исследуют возможности коммуникации с цирком как с пространством, очищенным от исторического контекста и его первоначальной зрелищно-увеселительной функции.
Автор представляет пространство цирка как модель внутреннего устройства Земли, и одновременно с этим – как схему лабиринта, встроенного в детскую игру, где необходимо закатить металлический шарик в лунку. Игровая составляющая перформанса позволяет создать внутри пространства цирка условия, необходимые для непосредственного вовлечения зрителей в художественное действие.
Хореография фигур, разворачивающаяся внутри циркового пространства, побуждает зрителей к непосредственному участию в этом процессе. Зрители сами становятся частью пространственной хореографии и создают конечный результат вместе с перформанс-исполнителями под заданные голосом инструкции. Таким образом, через вербализацию того, чего в действительности не существует, происходит осмысление публичного через личное.
Звучащие инструкции отсылают к стихотворению поэта-футуриста Алексея Крученых «Дыр бул щыл», которые звучат на весь зал и приводят в движение тектонические пласты и затвердевшие связи между зрителем и перформером. В основу мотивов движения ложится поэтическая идея рук, которые способны мыслить, а также идея внимания, которое способно трогать. В этих перевертышах, доставшихся нам от финского архитектора и автора книги «Мыслящая рука. Архитектура и экзистенциальная мудрость бытия» Юхани Палласмаа, есть нечто, позволяющее искать встречи и расставания тел внутри перформативного действия.
Исполнители: Ксения Бурмистрова, Максим Бородин, Полина Панкова, Алиса Лишенко, Алёна Шутова
Оля Кройтор - Exit from the Gallows (мировая премьера)
Премьера: 12 октября, 18:00
Повторы: 14, 17 октября, 18:00
«Exit from the gallows» – трехчастный перформанс, действие которого происходит в ритуальном пространстве цирка. По словам автора, проект – это особая медитативная практика, сочетающая в себе формы остросоциальной драматургии театральной постановки и философского размышления. Перформанс поднимает вопрос распространения насилия как нормы, где опыт его проживания складируется глубоко, на уровне коллективной памяти. К этому отсылает и само пространство – зрительские кресла, которые множатся рядами.
На создание проекта Олю Кройтор вдохновили интервью с дрессировщиками.
«Мне очень хотелось разобраться в их психологии, что ими движет, найти объединяющее расстройство личности, психологический типаж, ведь этому должно быть объяснение. Меня задела повторяющаяся фраза, услышанная в их интервью, что дрессировка = воспитание», – отметила автор.
Оля Кройтор также отметила, что важным для нее акцентом стала известная музыкальная композиция, звучащая практически во всех цирках мира. Это отрывок из военного марша «Вход гладиаторов» чешского композитора Юлиуса Фучика, чей племянник, журналист и критик Юлиус Фучик 45 лет спустя написал «Записки с виселицы», пока гестапо содержало его в тюрьме Панкрац. Аудиовизуальные формулы, по мнению автора проекта, включают зрителя в процесс подсознательной коммуникации, создают возможность вступить в дискуссию о том, что не принято озвучивать.
Ширан Элиасеров и Амир Шпильман – «Инверсия будущего» (мировая премьера)
Премьера: 12 октября, 20:00
Повторы: 13, 14, 15, 17, 19 октября, 20:00; 16 октября, 16:00; 20 октября, 14:30; 21 октября, 14:00; 22 октября, 18:00; 23, 24 октября, 16:30
«Инверсия будущего» – это перформативная инсталляция, исследующая опыт и эстетику экстремальных ситуаций, созданная для сцены 360°. Она приглашает зрителя задуматься о неизбежности физических переживаний и вечной хрупкости человека. Участники перформанса: оперный певец, каскадер и верхолаз, привязанные друг к другу.
Каскадерские трюки, взрывы и падения, задуманы как музыкально-хореографическая композиция, в которой четко прописаны неконтролируемые движения. Раскрытие механизмов создания иллюзий бросает вызов человеческому восприятию экстремального события.
В процессе создания работы художники объединят междисциплинарные знания, чтобы создать художественную площадку.
Художественное исследование длилось год – с апреля 2020 года и велось при поддержке Сената Берлина, Fonds Darstellende Künste и DockART. В ходе работы над проектом команда художников исследовала искусство каскадеров в стенах различных театров и на кинопроизводстве, чтобы полностью погрузиться во все детали и нюансы этой сложной работы, находящейся на стыке иллюзии и реальности.
Исполнители: Проект реализован в сотрудничестве с исполнительницей каскадерских трюков Хельгой Вретман
Михаил Толмачев и Наталья Зайцева – «Одно из самых красивых мест»
Премьера: 13 октября, 16:00
Повторы: 14 октября, 14:30; 15 октября, 15:30; 16 октября в 13:30; 17 октября, 16:00
«Одно из самых красивых мест» – измененный для Уральской биеннале перформанс, являющийся третьей частью проекта Re-Locations, представленного в фотографическом музее Дом Метенкова и в Екатеринбургском цирке.
Три части проекта Re-Locations – анимация, инсталляция и перформанс – созданы на основе воспоминаний советского солдата Владислава Тамарова, служившего в Афганистане в середине 1980-х годах. Он провел на войне два года, а затем переехал в США и спустя несколько лет при помощи местной журналистки Наоми Маркус выпустил книгу. В воспоминаниях Владислава Тамарова почти бесшовно соединяются описания боев в Афганистане и жизни до войны. Передвижение по воспоминаниям и ремедиация опыта становятся приемом для всех трех частей проекта.
Перформанс представляет собой декламацию текста, в которой Тамаров описывает драматическое событие.
Цирк заинтересовал создателей перформанса – Михаила Толмачева и драматурга проекта Наталью Зайцеву – своей архитектурой, продиктованной насильственным актом наблюдения, и специфическим контекстом, в частности эксплуатацией животных. Таким образом цирк выступает как пространство насилия.
Исполнители: В Екатеринбургском цирке исполнитель перформанса – Максим Касьянов
Аня Гребенникова и Полина Рюмина – «Разговор как прикосновение» (мировая премьера)
Премьера: 19 октября, 16:00
Повторы: 20, 21 октября, 18:00; 22 октября, 14:00
«Разговор как прикосновение» – двухчастный театрализованный перформанс Ани Гребенниковой и Полины Рюминой. В своей работе художницы исследуют, как в диалоге посредством невербальной коммуникации – визуального языка и тактильности – рождается общая история. Перформанс основан на множестве трепетных воспоминаний художниц из прошлого и их внутренних ощущений, связанных с этими воспоминаниями. Действие перформанса образно и символически происходит в разных географических локациях, например, в Армении, на даче у бабушки или в условном «городке».
«Наша работа – поток мыслей, диалог, разговор двух, в котором мы делимся чем-то очень важным, что храним в себе. Это размышление «вслух» визуальным языком. «Разговаривая», мы исследуем прикосновения. Когда мы говорим друг с другом, делимся мыслями, мы словно касаемся друг друга. Рассказанные воспоминания перестают принадлежать только нам. Одна история цепляется за другую, и так получается разговор», – отметили авторы проекта.
Мария Морина, Катя Соколовская, Марина Карпова – «Светлые песни» (мировая премьера)
Премьера: 19 октября, 18:00
Повторы: 20, 21, 22 октября, 16:00; 23, 24 октября, 18:00
Арт-группа, состоящая из трех авторок, представляет свой проект медиаинсталляции, приглашая зрителей к участию в игре и одновременно к прослушиванию современной оперы.
«Во время пандемии мы столкнулись с чем-то тотальным. Это что-то происходило одновременно во многих пространствах: гудело мембранами социальных сетей, затапливало запахом хлорки в подъездах и липло на клеточном уровне, минуя сознание. Если метафоры – лучший из доступных способов найти подход к реальности, то какие из них мы могли бы использовать, чтобы описать этот общий опыт?», – задаются вопросом создательницы перформанса.
Либретто, которое лежит в основе работы, создано в жанре документальной поэзии и составлено из цитат, предоставленных частными и публичными сообщениями, а также из глаголов, использованных президентом в обращениях к народу; глаголов, характеризующих поведение вируса по отношению к клетке; глаголов, описывающих ежедневный физический и эмоциональный труд женщин. Структура этой эклектичной партитуры отсылает к композиторским техникам Средневековья, Ренессанса, барокко и музыкального минимализма, а также задействует прием художественной мелодекламации.
Предполагается, что перформанс погрузит посетителей в тот тип слушания, который близок медитативным или религиозным практикам. Скульптуры, задействованные в инсталляции, имеют приятное на ощупь покрытие, на котором гости могут расположиться во время прослушивания оперы.
Себастиан Баумгартен, Роберт Липпок, Людвиг Хауг - ATTITUDES (мировая премьера)
Премьера: 21 октября, 20:00
Повторы: 22, 23, 24 октября, 20:00; 24 октября, 15:00
Себастьян Баумгартен, Людвиг Хауг и Роберт Липпок в проекте ATTITUDES представляют образы возможного будущего. Они визуализируют пять образов, которые предположительно существуют в период с 2025 по 2425 год, когда несколько сотен существ эпохи антропоцена пытаются выжить в мире за пределами человеческого господства и насилия. Следуя за рассуждениями Донны Харауэй в книге «Оставаясь со смутой. Заводить сородичей в хтулуцене», художники задаются вопросом, есть ли возможность развить осознанность и представить родство за пределами исключительно человеческих категорий, найти новых единомышленников, чтобы вместе создать новые функциональные связи.
Цирк кажется идеальной сценой для подобного разговора, поскольку это место, где можно испытать и очарование, и ужас; где привычные границы жанров кажутся стертыми – здесь люди летают, а медведи ездят на велосипедах. В то же время цирк напоминает о текущем порядке вещей, в котором человек господствует над другими живыми существами.
Исполнители: Музыка и изображение: Роберт Липпок; изображение и текст: Себастьян Баумгартен, Людвиг Хауг