Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

История края (города)

В прошлом веке в Свердловске массово строили заводы, особенно на территориях, где, как говорится, раньше лес стоял. Теперь настало совсем другое время. Заводов никто не строит. Вместо этого теми же ударными темпами возводят гиганты далекие от промышленности – дворцы свободной коммерции ТРЦ, и тоже в основном на окраинах. Самый молодой из них «Омега» (открыт в сентябре 2020-го) со встроенным кинокультурным центром взялся рассказывать об окружающей его местности и уральской горДо-заводской цивилизации, в общем, об истории края (добавим, города).

Выставка «Воздушные замки Эльмаша», представленная 24 марта 2021 года, предназначена главным образом для тех, кто никогда не бывал на вернисажах, и вряд ли в обозримом будущем планирует посетить музей. Вывод экспозиций из стен галерей в общественные пространства –   распространенная мировая практика, у нас она пока имеет достаточно спонтанный характер, и каждая такая попытка выйти в народ похвальна в принципе. А тут и еще буквально по Велимиру Хлебникову «туда на торг, на рынок». Тем более не с «веселыми картинками», а с проектом, который объективно сложноват для восприятия обычной публикой, ведь вкушать его предлагается как мороженку – перед киносеансом. Организаторы же настаивают, что их выставка – это, прежде всего, «переживание места».

Давайте тогда проведем рекогносцировку тех краёв и их пережитки прошлого, потому что в данном контексте это важно.

Самый большой район Екатеринбурга – Орджоникидзевский – делится на две почти равные половинки – Уралмаш и Эльмаш, рассекаемые проспектом Космонавтов. Ровно на границе и стоит торгово-развлекательный центр «Омега», как раз фасадом устремленный в эльмашевские дали. В свое время Уралмаш звался соцгородом и всегда имел более высокий статус и известность. Его же менее удачливый сосед (заложен в те же 1930-е) в силу разных причин остался грандиозным по замыслу, но недовоплощенным городом-садом, стоящим, однако, на трех китах-заводах УЭТМ, ЗИК и ТМЗ.

А по планам их должно было быть около 10, и даже хотели там соорудить аэровокзал (!), гранд-гостиницу и цирк, оттого, знать, и появились «воздушные замки» в названии. Но не судьба. Об этом обо всем повествует текстовая часть выставки.

Сама же экспозиция, равно как и район, распадается на две части – художественную и краеведческую. Группа уральских художников поколения тридцатилетних, некоторые притом с опытом реального проживания на Эльмаше, неизвестно насколько травматическим, исследуют тему фотографическим способом с вкраплениями урбанистических планов и чертежей в стиле индастриал. Старейшиной среди них выглядит патриарх здешнего авангарда – Сергей Лаушкин. Он запечатлен собственной персоной (автор кадра Федор Телков) на фоне двух домов, фактически состыковавшихся в шахматном порядке своими балконами. «Вместе» – возможно, лучшая работа выставки. Она плюс фотоинсталляция с пылесосом «Урал» – единственные распечатаны в большом формате. Все остальные снимки оформлены в лучших «ГэЦэСэИшных» традициях, то есть альбомного размера «на память» 9х12. Чтобы их рассмотреть, высокому человеку приходится низко кланяться перед искусством. Но тут вам не биеннале, масштабы мультиплекса поглощают настенных крошек. Да и творческие поиски в духе «художник на районе» не завели «артистов» слишком далеко. Артем Пискунов, гуляя с камерой, легко находит заброшку и печальку у черта на куличках, припорошенную снежком. Дарья Гарник любуется смычкой между городом и окрестным мелколесьем.  

Гораздо интересней архивные материалы. А это те же самые фото, планы, чертежи. Старые снимки и фактурно эффектней (чего стоит упавшее на дом дерево), и лучше рисуют (создают) образ строящегося района, атмосферу эпохи. К тому же время – лучший фотошоп –  придало им подлинный благородный винтаж.

Неизвестно как краеведу Юрию Коновалову удалось сделать в свое время самодельную карту (тогда информация о подробностях городского устройства была закрытой), но теперь этот артефакт прекрасно вписался в выставку, и даже слегка отдает современным искусством. На карте он синим, розовым и зеленым отметил принадлежность жилых домов района к тому или иному заводу – Турбомоторному, имени Калинина, Уралэлектротяжмашу. «Воздушные замки» здесь имеют точный адрес и приписку.

С выставкой вы можете без труда ознакомиться сами. Несмотря на кажущуюся удаленность, она пусть не в шаговой, но в МЕТРОвой доступности. Время в пути на подземке составит 15 минут. Из перехода сразу в здание и на 4 этаж. Шатание по ТРЦ сейчас, говорят, самый популярный вид досуга. Заодно и в кино сходите. А можно выйти после выставки, перейти дорогу, и без провожатых погрузиться в историю края города по имени Эльмаш, не искаженного воображением художников.  

14.04.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу