Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Топ новых фильмов о Второй мировой войне

Не будь в нашей жизни такого отягчающего обстоятельства, как коронавирус, мы возможно к Дню Победы опять получили бы пачку фильмов, в которых отечественные актеры отправляются на войну. Если кто подзабыл, в иные годы за первую декаду мая нам успевали показать с десяток картин о Великой Отечественной в разных жанрах и с разной степенью таланта.

В этом году за всех отдувается бекмабетовский «Девятаев», даже китайские «Восемь сотен», хоть и живописуют борьбу с японскими оккупантами, но происходит она в 1937 году.

Так что на военном малокартинье мы решили немного подкорректировать формат обзора и просто собрать все свежие (и конечно сделанные на достойном уровне) картины о Второй Мировой войне.

«Девятаев» (12+)

Начнем все равно с присутствующего в прокате фильма. Реальная история угона пленными концлагеря во главе с летчиком Михаилом Девятаевым самолета да еще и с острова, на котором создавались ракеты «Фау-2», обещала захватывающее кино в духе «идеально спланированных» историй. На экране угон воздушного судна получился самой слабой частью в этом фильме, гораздо интереснее следить за дружбой-враждой заключенного Девятаева и его бывшего соратника Ларина, который перешел на сторону врага.

Такой расклад нетипичен для отечественного массового военного кино, которое по привычке работает по канонам Озерова с масштабными баталиями, стрелочками на карте, заседаниями Генштаба и увы довольно плоскими персонажами. И в этом смысле «Девятаев» этапная картина.

«Иди и смотри» (16+)

Впрочем, сегодня в прокате можно увидеть не только новое кино, но и этот фильм, к просмотру которого нужно быть максимально готовым. Поскольку режиссер Элем Климов развернул перед широко раскрытыми глазами главного героя, подростка Флеры, а следовательно, и перед зрителями, бесконечный ад войны с натуралистическими подробностями, повседневной жестокостью и полным расчеловечиванием. Флера к концу картины превратится в маленького старика, что-то подобное может случиться и со зрительской душой. По крайней мере, это бескомпромиссное и ультимативное кино заставит иначе смотреть на многочисленные военные боевики, от озеровских баталий до свежего «Девятаева».

«Сестренка» (6+)

В советском же кино появилась традиция военных фильмов, в которых нет войны, довольно редкое направление, справиться с которым смог, например Александр Галибин. Его картина о татарской семье, на время войны, приютившей русскую девочку, стала сенсацией ограниченного проката, собрав приличные суммы без рекламной поддержки на одном «сарафане».

Экранизируя повесть Мустая Карима, режиссер угадал с главным: выбором маленьких актеров на главные роли. Партию приемной дочери сыграла Марта Тимофеева, на сегодня главная юная актриса российского кино, способная убедительно существовать и в лихой залепухе вроде «Гоголя», и во вполне драматической «Секте».

«Подольские курсанты» (12+)

Мы, конечно, с настороженностью относились к военному фильму от режиссера «Код Апокалипсиса», однако в целом, с работой он справился: дуэт главных героев вышел убедительным, их конфликт, а также линии их командира и разведчика-партизана Старчака (Сергей Безруков) тоже получились вполне достоверными. Другое дело, что его подвели охочие до двойных бонусов продюсеры, сделавшие из минисериала полнометражную версию. А это означает возникающие и пропадающие персонажи, забытые линии и даже определенные противоречия сюжету, которые возникали по недосмотру щелкавших ножницами монтажеров.

За финальной мешаниной взрывов, событий и персонажей теряются две главные, и весьма важные для сегодняшнего дня мысли: во-первых, воевали не мифические монументальные «деды», а реальные 18-летние мальчишки, которые по большей части погибли или остались калеками, а во-вторых, в военном масштабном кино на удивление просто обойтись без фигуры Сталина.

«Уроки фарси» (16+)

Отличный от магистральной линии взгляд на события войны и Холокоста, в частности, из-за весьма нетипичных героев. Номинальный протагонист, еврей Жиль, попавший в концлагерь и обреченный на смерть, на самом деле тот еще прохиндей и жулик, на котором реально пробу ставить негде. С другой стороны, его Немезида и угроза Кох работает на этой фабрике смерти «всего лишь» поваром, он вроде бы непричастен к этому ужасному конвейеру, но как ладно сидит на нем военный мундир… Режиссер Вадим Перельман никак не хочет оставить зрителя в покое и однозначно расставить акценты: едва тот убедится в тонкой душевной организации Коха, как постановщик подкинет ему сцену, совершенно безобразно показывающую немца.

«Грейхаунд»

Не только в России, но и конечно за рубежом в 2020 году почти не выходили масштабные фильмы о Второй мировой. Если не считать совсем уж жанровые поделки, вроде хоррора «Призраки войны».

И только для ресурса AppleTV+ сделали своего рода исключение: Том Хэнкс отправил во всемирную паутину без всякого проката свой фильм о капитане морского конвоя Эрнсте Краузе, между прочим реальном историческом персонаже.

17-часовое путешествие кораблей с грузом и техникой через «темную зону» в Атлантике, где их подстерегают немецкие подводные лодки, упаковано в полтора часа напряженного хронометража. Кажущаяся почти бесконечной дуэль с подводными «хищниками», превращается на экране геометрические чертежи, которые рисуют торпеды и уклоняющиеся от них корабли.

«Война Анны» (12+)

Понятно, что фильму исполнилось уже три года, в новинки зачислить его сложно, но в дни триумфа Алексея Федорченко на Московском кинофестивале с «Последней «Милой Болгарией» самое время пере- или посмотреть это кино. История девочки, спрятавшейся от фашистов и зла в самом эпицентре этого зла – камине, что стоит в приемной немецкой комендатуры, – превращается из цепочки выживальческих квестов (найди еду, оклемайся после крысиного яда) в почти сказочную историю, где есть место воскрешению, оборотничеству и целой толпе демонов в праздничных масках.

08.05.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу