Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Лучшие фильмы первой половины 2021 года в прокате и онлайн


2021 год успешно перевалил за половину, так что самое время подвести кое-какие промежуточные итоги и подбить десяточек лучших фильмов, что успели выйти на большие экраны. Впрочем малые мы тоже вспомним: за последний год стрим-сервисы стали реальной силой, которые выпускают картины, достойные наград и зрительского внимания. Ну, собственно, с наград и начнем.

Земля кочевников 

Российский прокат если и принимает зарубежное драматическое кино, то только увешанное с ног до головы призами, как этот фестивальный фаворит и трехкратный «оскароносец». Оставим за скобками рассуждения о справедливости, например, вручение статуэтки за лучший фильм, главное в нем – это почти двухчасовой бенефис Фрэнсис МакДорманд, которая получила еще одну невероятную героиню в свою фильмографию после «Фарго» и «Трех билбордов…». Истинное наслаждение наблюдать за ней в кадре, когда она сама создает драматургию буквально из повседневности, коль скоро режиссер, она же сценарист как-то этим не озаботилась. Неловкие в своей тенденциозности фразы о капитализме и гадких застройщиках, которые навязывают нам современные комфортные дома, легко забываются на фоне душевных разговоров с настоящими американскими «кочевниками». Если за что и говорить спасибо режиссерке Чжао, так за открытие мировому зрителю этой странной субкультуры.

Отец

Напротив, быломного опасений, что театральный драматург Флориан Зеллер и на экране учинит что-то вроде телеспектакля, разве что украшенного бесподобной игрой Энтони Хопкинса. В конце концов, даже мэтр Полански не вытянул «Резню» дальше звездного стендапа, что говорить о дебютанте. Но на деле оказалось, что в тексте исходной пьесы таится большой кинематографический потенциал для интеллектуального триллера в духе Хичкока. И в этом, пожалуй, самый главный парадокс сегодняшнего кино: создать высокое искусство, которое тем не менее понятно и доступно любому зрителю, способному хоть что-то переживать. Обычно фестивальное киноаприори антизрительское.

Разрушающийся разум главного героя путается в лицах, временах, событиях, а камера и мизансцены подхватывают эту зыбкость бытия и бесконечно тиражируют, запутывая самого зрителя, словно в зеркальном лабиринте.

Ну и Хопкинс, конечно, недостижимая вершина, успевающий в замкнутом помещении разыграть и короля Лира, и выродившегося к старости в параноика Гамлета, и даже местами Ричарда Третьего.

Уроки фарси

Неоднозначные персонажи и неоднозначные ситуации в фильме спровоцировали дискуссию о том, в каком же все-таки ключе говорить о Холокосте сегодня, в эпоху всеобщей хрупкости, судов и обид всех на всех. Можно ли снимать даже не комедию, но хотя бы драмеди о войне, когда целые государства грозят нехорошими последствиями, если отклониться от магистральной линии показа событий Второй мировой.

При этом все забывают об оскароносной «Жизнь прекрасна» или созданной реальными фронтовиками (сценарист Окуджава, композитор Шварц) классике «Женя, Женечка и «Катюша», которые говорили о войне несколько иначе и не чурались комедийного акцента.

В этой же авантюристкой по духу истории о том, как еврей-жулик притворился фальшивым персом, чтобы избежать гибели в концлагере и нанялся к лагерному повару учителем неведомого для обоих языка фарси, нет не только рубящего военного пафоса, но и однозначно плохих и хороших, каждый в ситуации катастрофы действует по-своему, и номинальный протагонист вынужден творить порой совсем уж неприглядные дела.

Душа

Прокатный простой в 2020 году стал причиной того, что в 2021-м на нас буквально обрушилась лавина диснеевских мультфильмов. Понятно, что-то выпускала собственно «мышиная студия», что-то проглоченный ею Pixar, однако за эти полгода нас так избаловали качественной анимацией, что прекрасный «Лука» шел при полупустых залах и кисловатых рецензиях, мол, «не торт».

«Не торт» по отношению, разумеется, к «Душе», мощной во всех смыслах работе, которая опять подняла планку не только сюжетосложения, но и философии в анимации. Была конечно у Pixar «Тайна Коко», говорившая о смерти весело и живо, но в «Душе» об этом говорят более серьезно: за яркой и смешной историей скрывается целый философский диспут о смысле жизни. И увы,на этом великолепном фоне буйство красок и этнических мотивов в «Райе и последнем драконе» выглядит бледно, поскольку проигрывает в концепции (немудрящая мысль, что дружба победит), а поднимающий тему «иного» и толерантности «Лука» часто выруливает свой сюжет за счет знакомых и виденных много раз сюжетных ходов.

Митчеллы против машин

Если уж и брать конкурирующую анимацию, то надо выкручивать ручки «сюжетное безумие», «креативный визуал» и «семейные проблемы» до отказа или вообще сломать их, как поступили создатели этого мультфильма. Дисфункциональная семейка Митчеллов (брутально-токсичный папа, помешанная на инсте мама, 10-летний оболтус-сын и слишком творческая дочура, которой душно в семейных узах) отправляется в путешествие через всю страну, чтобы сдать эту самую дочуру в колледж. Однако бедный минивэн сотрясался от семейных разборок внутри него и, наверное, развалился бы, не доехав до пункта назначения, однако параллельно случилось очередное восстание машин, которое, как вы понимаете, сплотит наших героев.
Очевидность развязки никак не обесценивает сам сюжет, наполненный как гэгами, так и сентиментальными моментами, как жаждой независимости, так и просьбой о любви, как безумной флэш-анимацией в духе TikTok, так и вполне убедительно прорисованными трюками. «ГравитиФоллз», к созданию которого приложили руку авторы «Митчеллов…», тоже ведь по сути рассказывает о семейных ценностях, но упакованы они в такой адов креатив, что глаз не оторвать. 

Пальма

Регулярные переносы премьер привели к тому, что в начале 2021 года отечественный зритель получил пачку отличных российских фильмов. Но если «Последний богатырь 2» уже живет своей франшизной жизнью, а «Конек-горбунок» слишком дерзко подошел к переносу сказки Ершова на экраны, то «Пальма» получилась прекрасным во всех отношениях фильмом, который не смог взять приличную кассу из-за зрительского недоверия к отечественному кино.

Несмотря на то, что даже создатели педалировали параллели с «Хатико», фильм оказался лишен той зашкаливающей сентиментальности, с помощью которой режиссер Хальстрем выдавливал из зрителя потоки слез и кассовые сборы. В «Пальме» удалось соединить в сюжете и комедию, и приключенческий экшен, а в финале и вовсе вырулить на отличную семейную  драму, которая не должна никого оставить равнодушным. Так что если не видели фильм в кино, дайте ему шанс в онлайн-кинотеатрах.

Раскопки

Пока что Netflix в этом году показывает не самые сильные работы, будь то излишне фанатская «Армия мертвых» Снайдера, или путанная «Женщина в окне», за исключением этой чисто английской драмы, посвященной археологическим открытиям в глубинке. Казалось бы, где мы, а где персонажи, пропавшие накануне Второй мировой войны. Однако актерская команда, в первую очередь лишившийся всякого аристократического лоска РэйфФайнс в роли археолога-самоучки, выплетает такое кружево эмоций, что становится ясно: каждый за поиском древних артефактов ищет повод и объект для любви, поскольку в каждом из них еенакопилось бесконечное количество, что в полупрозрачной от болезни аристократке, что в том насупленном землекопе, что в его усталой затурканной жене, что в важной шишке из Британского музея.

Последняя «Милая Болгария»

Исполинская работа Алексея Федорченко должна была выйти в прокат в начале июля, однако что-то не сложилось, и теперь ее надо успевать ловить на разных спецпоказах и фестивалях.

Именно надо! «Болгария» -  это на сегодня высшая точка в режиссерской карьере уральского постановщика и даже как-то волнительно представить, как он эту вершину будет превосходить. Основанная на повести Зощенко «Ключи счастья» картина рассказывает о том, как селекционер по фамилии Ец пытается вырастить из последнего зернышка легендарный сорт яблок «Милая Болгария» и параллельно ищет пропавшего писателя Курочкина, который после себя оставил странные дневниковые записи.

Фирменный калейдоскопический стиль Федорченко возведен здесь в какой-то абсолют, даже экран не выдерживает и начинает дробиться, напоминая не то иконостас, не то игральные карты. При этом при всей сложности изображения, визуальных и культурных отсылках, кино получилось на удивление зрительским, напряженным. Пусть весь саспенс и закручивается вокруг последнего яблочного семечка, но в оптике Федорченко оно предстает артефактом не менее значительным, чем Святой Грааль для Инди Джонса.

Земля Эльзы

Непонятно пока и с прокатом этой нежной и щемящей драмы по пьесе Ярославы Пулинович. Есть возможность, что ее еще выпустят в свет в начале осени, однако в Екатеринбурге картину неделю показывал Дом кино. Считать ли это за прокат или нет в нынешней ковидной реальности?

Но вернемся к самой картине. Историю «последней первой любви» тонко и деликатно разыгрывают Вениамин Смехов и Ирина Печерникова, которая осенью 2020-го скончалась от коронавируса. Ее героиня, недолюбленная и нелюбившая, отчаянно рвется навстречу своему первому настоящему чувству вопреки возрасту, давлению родных и обстоятельств (недавно похоронила мужа и должна быть в трауре). А вместе с ней рвется на волю и «картинка», которая стремится сбежать из тесных деревенских домишек, где в порядке вещей повседневное унижение и тотальная нелюбовь, на просторы бесконечно прекрасных алтайских пейзажей и даже куда-то дальше, вверх и вперед, в поисках неоткрытой еще Земли Эльзы и неведомой «Феличиты», о которой так самозабвенно поет хор поселковых пенсионерок.

Материал Алексея Еньшина для Культура-Урала.РФ.

23.07.2021
Теги: Кино

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу