Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Молодой и перспективный

В марте исполнилось два года Екатерининскому оркестру Березовского городского округа. Этот профессиональный коллектив создан двумя известными музыкантами – дирижером Сергеем Царегородцевым и композитором Евгением Кармазиным – с далеко идущими целями, которые они определяют как «открытие нового звукового пространства, сотрудничество с известными исполнителями и театральными коллективами для создания музыкальных представлений XXI века».

Несмотря на молодость, оркестр уверенно заявил о себе, активно выступая на ведущих концертных площадках Екатеринбурга и Свердловской области. Например, уже в июне 2019 года он первым прозвучал на презентации нового концертного зала Конгресс-Центра, открывшегося на территории МВЦ «Екатеринбург-Экспо». А одним из самых запоминающихся в тот же год для «екатерининских» музыкантов стал «демократичный» концерт на Площади 1905 года в рамках «Уральской ночи музыки». Мало того, в первый год своего существования коллектив успел побывать на гастролях. В Челябинске с его участием был поставлен детский инклюзивный мюзикл Евгения Кармазина и Константина Рубинского «Мечтай». А уж трехдневные гастроли с перелетами на вертолетах в Ачинский гарнизон (Красноярский край) и в Кызыл (Республика Тыва), предложенные командованием Уральского военного округа, музыканты не забудут никогда. Эта поездка состоялась неспроста, ведь репетиционная база Екатерининского оркестра находится в Окружном доме офицеров ЦВО. Вихрь выступлений неожиданно прервался, как и во всем мире, в марте 2020-го в связи с пандемией. Но и в этот год оркестр «не стал молчать» – в домашних условиях им было записано 6 роликов, набравших на просторах Интернета 300 тыс. просмотров. А свой второй день рождения весной 2021 года Екатерининский отметил двумя концертами – большой праздничный, «пестрый», с официальными, но очень теплыми поздравлениями, состоялся «дома» в Березовском и уже более академичный – в Екатеринбурге в концертном зале Синара-центра.

Оба выступления стали своеобразным творческим отчетом. И сделано за столь малый срок оказалось немало. Стоить отметить, что пока оркестр камерный, в его составе струнная группа, флейта, арфа, фортепиано и ударные инструменты. Учитывая такой «набор», руководителям оркестра приходится делать собственные аранжировки практически ко всем исполняемым произведениям. А их на сегодняшний день в репертуаре не меньше 80-ти в самых разных жанрах. Наряду с известными классическими опусами XVIII–XX веков представлены интересные, но редко звучащие произведения. Репертуарная политика Екатерининского рассчитана на самых разных слушателей, поэтому в плейлисте есть место и так называемому легкому жанру (эстрадная и киномузыка), и произведениям композиторов XXI века (например, Филипа Гласса и Евгения Кармазина).

Вся палитра владения разными стилями была продемонстрирована на праздничном концерте в марте. Музыканты оркестра в основном молодые, но коллектив уже отлично сыгран и работает на очень хорошем профессиональном уровне, в чем большая заслуга дирижера Сергея Царегородцева. Каждое произведение, будь то увертюра к опере «Севильский цирюльник» Россини, «Симфониетта» Мендельсона, «Астурия» Альбениса, «Шутка» Баха или «Ноктюрн» Бабаджаняна, ювелирно отделано, выстроено по форме и стилистически верно. При этом оркестр настолько полнозвучный, что забываешь о его камерности, а это во многом зависит и от «правильных» аранжировок, которые создают руководители коллектива. Помимо инструментальной в репертуар входит вокальная музыка, и у Екатерининского есть своя солистка – Александра Рейн (она прекрасно дебютировала 8 лет назад, будучи студенткой 3 курса консерватории, в опере Евгения Кармазина «Белые ночи»). На концерте Александра исполнила другое сочинение этого композитора на чувственные стихи Гийома Аполлинера «Золотой сон» – ее летящий, как луч солнца, голос и сияющее, переливающееся всеми тембровыми цветами оркестровое марево, производили просто завораживающее впечатление. Солистом оркестра является и Александр Краснов – солист Урал.Опера.Балет, приглашенный солист Большого театра, Мариинского театра, Братиславской оперы. Его появление в финале концерта с песнями советского периода было сродни тяжелой артиллерии – напрочь сразило публику и окончательно покорило ее.

Другой вечер показал, как Екатерининский владеет крупными формами. 1 апреля в Синара-центре состоялась премьера программы, объединенной темой времен года. Но звучал не Вивальди (хотя он тоже есть в репертуаре), а концерты Филипа Гласса и Астора Пьяццоллы. В них оба композитора каждый по-своему обратились к внутреннему миру человека, проживающему разные периоды жизни, а не к сезонным переменам в природе. Об этом, а также о стилистических особенностях авторов и некоторых интересных фактах из их биографий перед исполнением слушателям поведала музыковед Наталья Зарубина, что, конечно, помогло более глубокому восприятию музыки. Стоит отметить, что в зале было достаточно много молодежи, и подобные просветительские введения, на мой взгляд, очень важны. Да и знакомить широкую публику с достойными и довольно редко звучащими произведениями – художественная стратегия руководителей коллектива, заслуживающая уважения. Кроме того, здесь сделана установка на то, что солистом может быть любой из музыкантов оркестра, и это дает серьезный стимул для творческого роста каждого из них.

Так, «Американские времена года» (2009) Филипа Гласса прозвучали в исполнении лауреата всероссийских и международных конкурсов Светланы Сурановой. При кажущейся простоте сольной партии, в ней есть большой потенциал для работы над ее содержательным и «энергетийным» совершенствованием, хотя лирические темы очень удались. Надо отдать должное, 40-минутный концерт, отлично «выстроенный» дирижером (в произведениях Гласса всегда есть опасность «расплыться» в форме), зал слушал, затаив дыхание. Во втором отделении звучали более темпераментные «Времена года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы. Поскольку его части появлялись в разные года (между 1965–1970) и, по сути, могут исполняться как отдельные произведения, было решено, что у каждой из них будет свой солист. Это был интересный эксперимент. Так мы услышали четыре разных, по-своему интересных «портрета» музыкантов. «Дерзкую», яркую, манкую, с оттенком горечи, но не сдающуюся «Осень» исполнила солистка оркестра Фериде Сеит-Османова (в этой части, кстати, было еще глубокое сольное виолончельное «размышление» Дмитрия Иванова). Более спокойное, «философское», светлое и даже радостное осмысление «Зимы» жизни прозвучало в интерпретации Майи Кравченко. Соло на скрипке Евгения Кузнецова в «Весне» рассказывало о самом сокровенном, переполняющем душу, в финале части – уже едва сдерживаемом чувстве. И, наконец, «Лето» в исполнении солистки оркестра, лауреата всероссийских и международных конкурсов Натальи Ждановой предстало во всем разнообразии и буйстве жизни: со сменами полнокровных, деятельных тем на знойные медленные, даже призрачные и вновь возвращающиеся в безостановочную круговерть жизни, куда в финале предупреждающе «вторгается» цитата из «Зимы» Вивальди (воспринимается, как «Помни о вечном»), но последнее «беспечное» (по ощущениям «Будь что будет!») остается за Пьяццоллой. (К слову, на концерте звучала версия в транскрипции Леонида Десятникова (1996–1998 годов), которая «инкрустирована» цитатами из Вивальди).

Концерты Екатерининского оркестра показали, что у коллектива большие перспективы, серьезные планы и невероятный потенциал для развития. Будем ждать новых интересных программ.

Автор Мария Лупанова, фотографии предоставлены пресс-службой Екатерининского оркестра.

05.04.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу