Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Герой нашего времени?

Иногда  впечатления от спектакля складываются не только из действий, происходящих на сцене. «Ельцин центр», например, расположен чуть на отшибе и, пока бежишь к нему от улицы Ленина, вдоволь нахватаешься панорамных видов заснеженной набережной и холодных отражений в стёклах небоскрёбов ЕКБ-Сити. Внутри самого зиккурата (никогда не могла отделаться здесь от пелевинских ассоциаций) вечером в понедельник безлюдно. Хайтековские чертоги Снежной королевы. Того и гляди – заставят сложить из льдинок слово «Вечность».

Театральная платформа «В Центре» на пятом этаже. Высокая концентрация уважаемых театральных людей в холле  сама по себе свидетельствует если уж не об успехе грядущей премьеры, то о качестве творческого эксперимента, который здесь осуществляют. Спектакль «Неважно себя чувствую» именно что эксперимент. В программке обозначено «По мотивам произведений и дневниковых записей Даниила Хармса и его окружения».

Обстановка, в принципе, располагает. Помещение на 30-40 зрителей, «ламповый»  торшер из семидесятых, сценическое возвышение и занавес в духе Красной комнаты Дэвида Линча. Структура постановки (час тридцать без антракта) незамысловата. На фоне занавеса в круге света в белой рубашке сидит Константин Итунин и тянет с перебивками монолог, без особого блеска стилизованный под рассказ Хармса «Утро», каждый раз начинающийся словами: «Сегодня я проснулся в два часа дня». Вариации унылого отчёта невелики: молодой герой себя всегда неважно чувствует, не находит сил найти работу, выйти к друзьям, даже для того, чтобы занять денег, питается макаронами вперемежку с дешёвым пивом.

Его время от времени в разных комбинациях настойчиво перебивают четверо: мужчина в сандалиях и носках (видимо, некий намёк на «обывателя русского-обыкновенного»), модный вьюнош с платочком под цвет занавеса в кармане клубного пиджака, секс-дива в чёрном вечернем платье и смешная девушка Лиза. Понятно, что они олицетворяют некие активные формы жизни.

Если что-то и есть в постановке от Хармса (ну, как я его понимаю, не претендуя на объективность), то это игра обаятельной, угловатой Лизы Неволиной, которая и поёт, и двигается, и читает с той мерой отстранённости и абсурдности, которая присуща текстам великого обэриута. Остальные персонажи как-то совсем из другой тональности, а местами и вовсе дидактически нагружены не хуже од Василия Тредиаковского. Герой Итунина в финале, кстати, срывается на крик, перечисляя все громкие политические события недавнего времени, приправляя их трупами сталинских времён и пентхаусами нынешнего правительства. Но лично для меня осталось загадкой, что же он имел сказать? То ли всё им перечисленное довело его до пьянства, депрессии и социальной апатии, то ли он в потенции будущий гражданский активист? И в следующий раз, проснувшись уже не в два часа дня, а пораньше, решительно выйдет на митинг?

Была и ещё одна авторская задумка, мною с лёту не дешифрованная. В программке указаны авторы текста: Владимир Антипов и Алексей Забегин. Указаны авторы постановки: Алексей Забегин и Владимир Антипов. Я понимаю, что за свет отвечает Тая Сапурина, за звук Владислав Балин, постановочной частью заведует Максим Шкурин. Но вот кто из артистов Ильдар Гарифуллин, а кто Дмитрий Михайлов, я не поняла. Весь состав участников просто перечислен через запятую. Слава богу, я знакома с Лизой Неволиной, Костей Итуниным, а Варвару Брылину помню по ЦСД. Методом исключения можно предположить, что за фортепиано Алина Ежакова.

Впрочем, ситуацию несколько прояснила Наталья Санникова, руководитель Театральной платформы: 

«Это постдраматический театр в чистом виде, обозначаются типы, а не характеры. Герой Кости - что он такое? Вряд ли персонаж должен вызывать сочувствие или сострадание. Герой нашего времени. В нем пустота. Пассивная. В Зилове была активная, а здесь пассивная - устал, выдохся, неважно себя чувствует…»

Автор Елена Соловьева, фотографии предоставлены пресс-службой Ельцин Центра

17.03.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу