Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

И поскакал…

«Урал. Опера. Балет» завершил свой 109-й сезон премьерой балета «Конек-горбунок», которую из-за пандемии пришлось ждать целый год.

Известны две версии произведения: Цезаря Пуни в первой постановке Артура Сен-Леона (1864) – за полтора столетия своего существования она претерпела огромное количество метаморфоз (и музыкальных, превратившись в попурри из музыки сочинений разных композиторов, и хореографических), а также версия Родиона Щедрина – музыкально цельная, яркая, остроумная и сюжетно иная (1960). Урал Балет создал свой вариант на основе либретто Сен-Леона (где действие разворачивается «близ Уральских гор» и вместо русского царя чудит киргизский хан), при этом с таким крутым замесом из разных времен, стилей, жанров и видов зрелищ, что диву даешься.

Особенность «Конька-горбунка»-2021 в том, что в этом смешении он невероятно ироничен. Впрочем, это «конек» практически всех постановок Славы Самодурова, руководителя балетной труппы «Урал. Опера. Балет». С одной стороны, он с невероятной бережностью извлекает из недр небытия хореографические жемчужины Александра Горского в картинах «Волшебный остров» и «Подводное царство» (реставрируя их по нотациям 1912 года и кинофрагментам спектакля Кировского театра), а с другой, вместе с хореографом Антоном Пимоновым создают на основе классического танца современный балет… со словами. «Сказ» вели основоположники «уральской рэп-школы» Наум Блик и Т-басс (группа EK-Playaz). Уморительные тексты с учетом сегодняшних реалий о трех братьях-гопниках, киргизском хане-абьюзере и Царь-девице читались и параллельно с танцами, и в паузы, когда переставлялись декорации. Рэп стал своеобразным отсылом к площадному театру («сегодня в газете, завтра в куплете»), только в гламурном варианте.

Вообще спектакль больше напоминал шоу. Это просто пиршество для глаз! При смене каждой картины, когда открывался занавес, зал восхищенно выдыхал и аплодировал, настолько великолепны сценография и костюмы Анастасии Нефёдовой. Казалось бы, совершенно изъезженные лубочные образы, но как роскошно поданы: павлопосадский платок, задрапированный на заднике, огромные матрешки-трансформеры в русском варианте и восточном (в хиджабах), замечательные панно ручной работы (с головами двух златогривых лошадей, сложенных, будто из колосьев, и чудо-рыбы с переливающейся чешуей), поблескивающие самоцветами Уральские горы. Костюмы, от которых глаз не отвести: будь то огненные шаровары у ханских жен или изысканные пачки и головные уборы нереид и других обитателей океана. Даже треники, майки и пиджаки уральского народа выглядят как на показах последних коллекций от кутюр. И все это не просто дорого-богато, а со вкусом.

Хореографическая сторона спектакля, безусловно, была сильна. Солисты и кордебалет вдохновенно, технично, чисто, с полной отдачей исполняли и характерные сцены, и танцы. Однако драматургически не все, на мой взгляд, было гладко. Череда дивертисментов превратила эту сказку для взрослых, скорее, в концерт, лишив ее динамичного развития, кульминации, а финал с «молодильным» купанием в котле конкурентов, где побеждает молодость, и Иван получает в жены Царь-девицу, и вовсе случился неожиданно быстро, даже как-то скомкано, в самом начале третьего действия. Рэперы со зрителями распрощались:

Сказка ложь, да в ней намек,

Модным блогерам урок:

Жизни ты цени момент.

Всем спасибо, хеппи-энд.

А потом «коротенько» минут на 20–25 пошло закрепление экспозиционного материала: киргизская рапсодия, русский танец, Pas de deux Ивана и Царь-девицы. Далее со своей пляской появляется совершенно новая категория населения – цыгане. (Без них на Руси что за праздник.) И в программе есть уточнение – северные цыгане. Но с лету – по юбкам из шотландки и явно испанским начальным движениям – их идентифицировать не удалось… Впрочем, у солирующей «Кармен» в юбке для подсказки был вставлен клин из цветастой ткани. Шутку постановщиков мы оценили. Апофеозом шоу стал танец уральского народа. Конечно, последнее действие проседает. Возможно, будь в музыке, которую специально для балета написал композитор из Санкт-Петербурга Анатолий Королёв, своя внутренняя драматургия, яркие музыкальные характеристики, она бы, несомненно, повела за собой действие. Но, вероятно, задача была поставлена иначе. Учитывая, что в первоначальный опус Пуни со временем стали, не стесняясь, вставлять музыку других композиторов, в уральском «Коньке-горбунке» восстановленные картины «Волшебный остров» и «Подводное царство» сопровождает, как в оригинале 1912 года, музыка Цезаря Пуни, Бориса Асафьева и Антона Арендса (в транскрипции Анатолия Королёва). Возможно, эта заданная «лоскутность» музыкальной ткани, повлияла и на структуру всего материала.

Как бы там ни было, зрелище получилось неординарным, эффектным, красивым и забавным. Публика приняла его с восторгом. Однозначно, что имена знаменитых рэперов привлекут в театр «контингент» из другой тусовки, и те увидят в нем свой сюжет. Балетоманы оценят кропотливую исследовательскую и постановочную работу хореографов в двух «оживших» картинах. Любители современного танца получат свою порцию радости. Кому-то живописность сцены затмит все остальные ощущения. Словом, уральский «Конек-горбунок», наконец, прорвался на сцену «Урал. Оперы. Балета» и его бешеный темперамент, несомненно, будет заводить весь «уральский народ».

Материал Марии Лупановой для Культура-Урала.РФ. Фотографии Ольги Керелюк, предоставлены театром.

12.07.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу