«Я никогда не забуду своё детское потрясение от игры Михаила Уляшкина. Меня настолько впечатлила его домра, что сама захотела на ней играть...», - признается создатель и руководитель квартета «Тринадцать струн» Светлана Ганюшкина. 11 декабря первый профессиональный коллектив Детской филармонии отметил сольным «Fresh- концертом» свой первый, маленький, но – юбилей!
Светлана Ганюшкина, Эльвира Харисова, Влад Василов, Артур Гатиятуллин. Домра, домра-альт, бас-балалайка и балалайка-прима. У каждого из четверых было обычное детство одаренного ребенка – музыкальная школа, часы ежедневных занятий, многочисленные встречи с профессиональными балалаечниками, домристами, баянистами. Творчество знаменитого квартета «Урал» и стало для юной Светы Ганюшкиной, учившейся в музыкальной школе-десятилетке, мечтой о создании собственного коллектива. И прошло много лет, прежде чем собрались вместе музыканты, близкие по духу, по музыкальным пристрастиям, по мастерству. Появился коллектив. Отличный от других.
Итоги первой пятилетки – полуторачасовая программа, куда вошли оригинальные переложения известных творений, современные популярные композиции, авторская музыка, написанная, в том числе, и специально для «Тринадцати струн» - единственного в Свердловской области струнного квартета народных инструментов. За эту уникальность приходится «платить»: отсутствие традиционного баяна, придающего звучанию яркость и объем, компенсируют скрупулезностью инструментовок, виртуозно сложными партиями каждого инструмента.
«Понравилась музыка – берем! Берем самые разные произведения, написанные и для голоса, и для солирующей скрипки, и для двух домр, и даже для мандолины с гитарой», - рассказывают музыканты.
Перекладывая на свой состав инструментов, они не вступают в спор с композитором (ну не писал Моцарт для балалайки!), не опровергают его версию. Просто добавляют другие краски и новые тембры. «Русский танец», например, созданный Чайковским для струнных инструментов, на домре и балалайке звучит не менее задорно и интересно. Сочиняя «Basso ostinato», В. Власов слышал баян, но и трёхструнный бас оказался на высоте! Безусловно лестно, что именно для них пишут музыку. Такие же молодые авторы. Артем Баринов, хорошо знающий народные инструменты, доверил квартету свою «Токкату» и «Юмореску».
Юбилейную программу постарались составить так, чтобы каждый инструмент смог блеснуть во всем многогранном великолепии. Уже начало концерта было показательным: к одиноко звучавшему басу друг за другом присоединялись домры, затем балалайка, аккуратно сплетаясь с общей мелодией своим голосом – слышным, заметным, ярким, но не затмевающим красоту и величие других голосов.
При том, что каждый из четырех – самодостаточный музыкант и вполне мог бы стать прекрасным солистом (все много играют сольно), они составляют невероятный по красоте и слаженности звучания ансамбль. Не тратясь на внешние эмоции, молодые музыканты все чувства «перепоручают» своим тринадцати струнам, сливаясь в шепоте и смехе, тоске и ликовании, счастье и отчаянии. Их исполнение — легкое как весенний ветер, свежее, как июльское утро (и совсем неслучайно юбилейное – «Fresh-концерт»), неповторимое по чистоте и душевной прелести. Движение их музыки похоже на рождение муранского стекла: из невидимой нитки появляются изысканные изделия с пузырьками воздуха, с буйными переливами красок, вкраплениями моря, ветра, звезд...
Пять лет вместе – это полтора десятка фестивалей, два Гран-При международных конкурсов, большой гастрольный тур и концерты на престижных площадках Урала. Одно из судьбоносных выступлений – в Бельгии. Переполненный костёл завороженно внимал русскому квартету, говорившему с ним на трёх струнах балалайки, на незнакомой прежде домре, оказавшейся гораздо теплее их родной мандолины.
«Мы тогда, наверное, впервые почувствовали сумасшедшую отдачу публики. Зал был невероятный - теплый, страстный, добрый. Зрителей, и очень искушенных, поразило, что мы играли без нот, наизусть. Только нам стоя аплодировали, и публика, и члены жюри. Волна невероятная. Я потом полгода чувствовала внутри эту энергию…» - вспоминает Эльвира Харисова.
Юбилейная программа – музыка Андрея Бызова, Андерсена, Уэббера, Кирилла Молчанова, Пьяццоллы. Все музыкальные стили, жанры, эпохи, подвластные квартету. В новое пятилетие переходят, мысля уже не только произведениями, но более концептуально – программами и проектами. Они довольны сегодняшним днем и мечтают о другом зрителе – новом, незнакомом, готовом к открытиям, на которые их готовы сподвигнуть всего тринадцать струн. Они намерены продолжать традиции своих предшественников и очень хотят вдохновлять своих учеников. Как когда-то давно сами вдохновились мечтой, ставшей музыкальной реальностью.