В Ревде, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле состоялось исполнение масштабного сочинения Карла Дженкинса «Адиемус» на несуществующем языке.
Джаз-хор Свердловской детской филармонии вновь участвует в проекте «Адиемус». Масштабное сочинение валлийского композитора Карла Дженкинса соединило академическую, джазовую и этническую музыку, народные инструменты разных стран, сценическое движение, хор, поющий на выдуманном композитором языке.
«Многие, кто слышал эту музыку, говорили – это проводник счастья, такое сочетание музыки и движения. Хоть Дженкинс и минималист – многие серьезные композиторы говорят: зачем ты связался с минималистом – но в его музыке есть те флюиды счастья, которые делают человека счастливым. А джаз-хор выполняет роль проводника счастья. Из прошлого проекта осталось около 35% музыки, мы добавили те номера, которые у Дженкинса записаны как компьютерные и сделали оркестровку для живого оркестра – так что это, практически, мировая премьера», – поделился главный дирижер и автор идеи проекта, дирижер театра «Новая опера» Дмитрий Волосников.
К «Адиемусу» коллектив обращался неоднократно. В 2005 году за «Адиемус. Танцы времени» художественный руководитель коллектива Марина Макарова была удостоена Премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства».
В 2017 году под руководством дирижера театра «Новая опера» Дмитрия Волосникова состоялось исполнение композиций из «Адиемуса» на Международном фестивале средневековой культуры «Ростовское действо» у стен Ростовского кремля, спустя год – в Москве и Екатеринбурге. В 2020 году планировали к проекту вернуться, но пришлось сделать вынужденную паузу. В декабре 2022-го «Адиемус» услышали Екатеринбург, Ревда, Нижний Тагил.
«Карл Дженкинс – настоящий музыкальный философ. Он ищет новые звуковые ходы, точки пересечения различных культур, вслушивается и учит понимать голоса Земли. Творения Дженкинса обращены к памяти культуры, поэтому мы слышим в них отголоски шедевров классической музыки, этнические образцы, популярную музыку и джаз, все, что соединяется в его завораживающей фантазии», – рассказывает музыковед Ирина Винкевич.
Композитором написано шесть альбомов «Адиемус», раз от разу они охватывают новые территории – Европу и Азию, Китай и Индию, Африку и Австралию. Хор в проекте является отдельным инструментом – «Адиемус» звучит на несуществующем языке, это ничего не обозначающие сочетания звуков, фонемы. Название проекта Дженкинс также придумал, но впоследствии нашел слово в словаре латинского языка, означает оно – «мы на правильном пути».
«Нас честно предупредили не пытаться найти смысла в тексте, потому что это выдуманный язык и предоставили нам полную свободу. И вот за эту свободу вам огромное спасибо, потому что каждый находит в этом свои смыслы. Для меня это возвращение в детство и даже в младенчество, когда ты пытаешься разговаривать языком, который до тебя еще никто не слышал. И, наверное, детство и младенчество человечества, когда ты осмысливаешь то пространство, в которое ты пришел и пытаешься его преобразовать», – поделился после концерта заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко.
Масштабный проект объединил на одной сцене Джаз-хор Свердловской детской филармонии, Камерный оркестр B-A-C-H, духовую и ударную группы оркестра штаба ЦВО, мультиинструменталистов Сергея Клевенского и Евгения Ханчина. Солировали артистка Большого театра России и Московского театра «Новая Опера» Ирина Костина и актриса, выпускница Джаз-хора Вероника Мохирева. Слава о проекте идет впереди него – «Адиемус» сорвал овации во всех трех залах. И уже сейчас его готовы принять в других городах России.
«В центре этого многозначного огромного явления – одно важнейшее слово. В русском языке это короткое слово имеет два значения, это слово «мир». Это место, где нам даровано жить и быть счастливыми. Это наша планета, наш космос. И второе значение – это место, где мы должны жить вместе, дружно, сотрудничая, не убивая друг друга», – отметил философ, ректор Уральского гуманитарного университета Лев Закс.