Произведения из старых дверей и печной золы показали на выставке «Образы и подобия» 

Библейские сюжеты, цитаты авангардистов, аллегории к жизни и смерти – около 60 работ Алексея Чернышова представлены на новой выставке в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. 

Современный художник из Удмуртии Алексей Чернышов – мастер метафор и интеллектуальной игры. Его работы – это синтез живописи, графики, скульптуры. Материалы, техники, формы органично сплетаются, в игровой форме передавая глубокий философский смысл. Сам художник применительно к своим работам предпочитает использовать слово «объекты». Они созданы из старых дверей и состарившихся досок, обожженных консервных банок, детской одежды и обуви и производят ошеломляющий эффект: настолько они зрелищные, философские, поэтичные, игровые.

«Алексей Чернышов – яркий представитель плеяды деятелей, которых называют homo ludens – человек играющий.  Игра ведется в нескольких аспектах – мифология, аллюзии, ассоциации. Это и игра с материалом – из бытовых отходов сделать глубокий сакральный смысл. Интеллектуальные игры обогащают культурный багаж зрителя и ведут его следом за художником», – говорит заместитель директора ЕМИИ по науке Зоя Таюрова.

Выставочное пространство условно разделено на «высокое» и «земное». В первой части речь пойдет о сюжетах на библейские мотивы, а во второй уютные деревенские образы вернут к самым близким для человека вещам – дому и семье. Художник использует самые простые подручные предметы и помещает в них новый смысл. 

В серии «Библия для кочевников» – шкуры, выделанные до жесткости доски, с вырезанными мифологическими сюжетами. Грубая основа и тонкая резьба создают эффект настоящего сакрального объекта, словно и впрямь кочевники рисовали на них свою библейскую историю. 

Образы Божьей матери написаны на старых деревянных дверях, которые автор сравнивает с иконами: ведь икона по сути – это и есть дверь к божественному. Аффинажи обиты жестью обожженных консервных банок. Это и доспехи Богоматери-защитницы, и оклад иконы, и связь божественного с земным.

«Икона – это ведь дверь, которая позволяет ходить между Богом и собой. Я хочу, чтобы люди нашли эту дверь к себе – еще маленькому, хорошему, не успевшему в жизни наворотить. Интересная и правильно прожитая жизнь – это лучшее в мире искусство», – говорит художник Алексей Чернышов.

После разговоров о высоком зрители попадают в уютное земное пространство, где частью картины становится детская распашонка, а к краскам на холстах примешивается зола из печи в доме художника.

Завершает экспозицию философская инсталляция «Русская метафора». После документального фильма о счастливом летнем дне на речке, зрители видят ряды старых ботиночек и советских пупсов, покрытых слоями пепла от сожженных книг. И только сохнущие на ветру ползунки оставляют лучик надежды в завтрашний день.

Три работы художника включили в постоянные экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств. В зале авангарда «Святой Малевич» Алексея Чернышова расположен между Малевичем и Кандинским, юмористическая работа «Золотые рыбки», где хищного вида утыканные гвоздями пираньи едят друг друга («Совсем как в капиталистическом мире», – шутит автор) органично вписалась в зал советского искусства, а образы Богородицы – в зал иконы. 

«Именно здесь видно, как резонируют работы Алексея с представленными образами Богородицы. Нельзя не отметить, как тонко, точно и филигранно работает художник с культурными кодами. Здесь эти работы находятся в совершенной гармонии с иконами», – рассказывает куратор выставки Алина Хионина.

Выставка «Образы и подобия» работает в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на Воеводина, 5 с 4 сентября по 27 октября 2024 года. (6+) Действует Пушкинская карта.

Также Культура Урала рассказывала о выставке экспериментальной фотографии в ЕМИИ.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Ирина Урлапова
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл