
Заключительной премьерой сезона в театре «Провинциальные танцы» стал моноспектакль «Зримая тьма».
Постановка посвящена сложному состоянию попавшего в ловушку экзистенциального кризиса человека. На сцене – замкнутый светодиодной лентой ринг, в котором мечется девушка. В ее мире, темном, больше похожем на тягучий кошмар, всего три предмета. Гигантская линза превращается то в кривое зеркало, то в мутное окно, то в глаз большого Брата. Чугунная батарея заводится ручкой-трещоткой, словно шарманка, и вдруг начинает вращаться, трансформироваться. Светильник-торшер прячет в себе инопланетный шлем.
Сценографию в стиле стим-кибер-панк создал Александр Полагаев, он же автор музыки к спектаклю. Но в театре считают, что постановка – командная работа, идейным вдохновителем которой стал хореограф-постановщик Владислав Мирошниченко.
«Мне хотелось, чтобы все пространство постоянно трансформировалось и визуально, и смыслово. Как в некоем сумасшествии, когда мир бесконечно изменяется, но стоит отвернуться – все встает на свои места. Батарея оказывается шарманкой, и начинает записывать голос героини, которая цитирует Сартра в оригинале. Чтобы потом, когда машина остановилась, у героини продолжилась ее жизнь, и все вернулось на свои места. Отрывок из «Тошноты» Сартра танцовщица моноспектакля Ника выбрала сама, как и я выбирал себе текст, когда был исполнителем в постановке. Еще одна отсылка к знаменитому экзистенциалисту – песня Эллы Фицджеральд, которая звучит в спектакле, в романе она упоминается в одном из ключевых моментов», – рассказывает хореограф Владислав Мирошниченко.

Спектакль вырос из творческого эксперимента танцовщика Владислава Мирошниченко в рамках лаборатории «1+1». Тогда он ставил спектакль «на себя», выступал и хореографом, и исполнителем единственной роли. По словам автора, в первой версии постановки были только он и «две табуретки», но главные смыслы – экзистенциальный кризис переживания человека нелюбви к себе, принятия или непринятия себя, борьбы с собой и поглощения сознания темной стороной – существовали с самого начала.
Название спектакля «Зримая тьма» созвучно названию книги Уильяма Стайрона. Американский писатель описал свой опыт спуска в депрессию и торжество выздоровления, а Влад Мирошниченко театрализовал свою рефлексию на это произведение.
«Влад – человек позитивный, и, мне кажется, что негативная сторона бытия людей, депрессивное состояние героя это история милосердия к тем, кто оказывается в этой ситуации, нуждается в поддержке. Чувства, которые автор хочет вызвать в зрителях, очень благородны. Часто те, кто живет рядом с нами, находится в этом состоянии. И необходимо обратить на это внимание и не просто отметить про себя, не просто сказать: «Держись, все нормально», а более трепетно, человеколюбиво к этому отнестись и помочь», – делится директор театра «Провинциальные танцы» Ольга Паутова.

«Зримая тьма» – не первая работа танцовщика «Провинциальных танцев» Влада Мирошниченко в качестве хореографа. Уже два сезона в театре с успехом идет его спектакль «Бумажный змей», основанный на былине об Алеше Поповиче и Тугарине-змее. Теперь в репертуаре театра появилась еще одна постановка молодого автора.
«Провинциальные танцы» уходят в летний отпуск, чтобы 3 сентября открыть новый театральный сезон премьерой спектакля «Улей» в постановке хореографа Анны Щеклеиной.
Также Культура Урала рассказывала, что свердловские театры получили премию «Золотая маска».