Выставка «Индустриальный пейзаж» объединила работы, созданные в разное время.
В новой выставке представлены произведения, объединенные темой индустриального наследия. Здесь работы из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара, созданные в период с 1960 по 1980-е годы, а также материалы резиденции на Челябинском трубопрокатном заводе 2024 года.
Среди мастеров – Анатолий Калашников, Лев Вейберт, Николай Богомолов, Владимир Кошелев, Анатолий Пастухов, Владимир Чурсин. Зрители увидят кварталы БАМа, цеха Химмаша, Челябинский тракторный, корпуса Невьянского цементного завода, Комсомольский район Свердловска.
Наше время представляют авторы-участники проекта «Летопись современного завода». Проект существует с 2010 года в формате резиденций для художников. Локациями уже становились Северский трубный завод в Полевском, Синарский трубный завод в Каменске-Уральском, Людиновский тепловозостроительный завод в городе Людиново. В 2024 году местом проведения резиденции был выбран Челябинский трубопрокатный завод.
«В течение месяца пять авторов – Сергей Потеряев, Кирилл Бородин, Анна Сярова, Анастасия Иваненкова, Ирина Вилкина работали в мастерской в Челябинске. Знакомились с производством, вели работу с архивами, общались с сотрудниками завода. Получилось создать пять произведений искусства, которые выполнены в различных медиа – живопись, графика, вышивка на холсте, инсталляция и видеоарт», – рассказывает куратор выставки, арт-директор Галереи Синара Арт Юлия Борзенкова.
Почти все работы резиденции представлены на выставке, за исключением работы Сергея Потеряева – инсталляция каждое утро встречает заводчан на проходной ЧТПЗ. В экспозицию вошла «Полевская симфония», созданная художником в 2022 году.
«Работа рассказывает историю двух поселков – Полевского и Северского. В основе оммаж Арсению Абрамову, авангардному композитору, который в 1922 году дирижировал целым городом, а вместо оркестра были заводы, пароходы, крики солдат – это была такая песня промышленной революции. Я в разных городах записываю звуки, которые пришли на смену промышленным звукам, и создаю симфонии нового места. Во второй части проекта я решил привнести звук в фотографию. Я снимаю ландшафтную фотографию, записываю звук этого места и в специальной программе деформирую снимок звуком. Искажения, которые видит зритель, зависимость звука от фотографии и ландшафт становятся чувственным восприятием места», – рассказывает художник Сергей Потеряев.
Монументальную живописную композицию на холсте создала Анна Сярова – работа создана в современной стилистике, но с отсылкой к периоду авангарда и супрематизма. Анастасия Иваненкова свои идеи воплотила в вышивке. Здесь представлен диптих, отсылающий к прошлому завода, когда там действовал цех благоустройства и озеленения, а из труб собирали детские кроватки.
Кирилл Бородин в своей авторской манере передал энергетику цехов ЧТПЗ, а Ирина Вилкина свою работу посвятила теме экологичности предприятия.
«Здесь я отобразила циклы очистки воды. На Челябинском трубопрокатном заводе ввели технологию AQA Кристалл, по которой воду забирают из озера и возвращают даже чище, чем она поступает. Я взяла данные из диссертации по оборотным циклам воды и на их основе сделала видеоарт. Здесь изображены пять стадий очистки воды, я их отобразила, как будто мы прочитываем эти циклы. Звук, как и видеоряд, сгенерирован на основе данных», – рассказывает художник Ирина Вилкина.
Выставка «Индустриальный пейзаж» работает до 1 сентября 2024 года. (0+)
Ранее Культура Урала рассказывала о новом медиа Центра поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ», которое посвящено переосмыслению индустриального наследия.