Развитие центров прототипирования обсудили на форуме «СОЦИО» 

В рамках III Международного форума-выставки социальных технологий «СОЦИО» состоялся круглый стол «Креативные индустрии и творческое образование: перспективы развития».

В Екатеринбурге с 13 по 17 мая 2024 проходит III Международный форум-выставка социальных технологий «СОЦИО». Это масштабная площадка для презентации и обсуждения лучших практик в разных сферах, которые предназначены для улучшения качества жизни населения. Среди участников форума профильные министерства и ведомства регионов, творческие институции, ведущие вузы страны, представители креативных индустрий.

Роль центров креативных прототипов в инновационном развитии образовательных учреждений искусства и культуры обсудили на круглом столе на площадке РАНХиГС. Инициаторами встречи выступили Екатеринбургский государственный театральный институт и Центр креативных прототипов ЕГТИ. В 2022 году в рамках федерального проекта «Придумано в России» на базе творческих вузов страны были созданы 26 центров прототипирования – многофункциональные лаборатории с современным оборудованием, предназначенные для разработки прототипов в различных творческих направлениях, от мультимедиа до театральных проектов.

«Центры прототипирования – редкий случай, когда создание инфраструктуры шло практически параллельно с самим явлением. Обычно инфраструктура складывается под сформулированную потребность, а здесь мы с коллегами три года назад пытались предугадать, что же будет востребовано в каждом из регионов в сфере креативного предпринимательства. У нас было не так много данных, и, конечно, интересно послушать, насколько регионы угадали с выбранными направлениями. Наш центр удачно вписался в историю креативного предпринимательства, очень важно дойти до своей целевой аудитории, чтобы она знала и могла полноценно использовать все возможности, которые предоставляет центр», – отметила первый заместитель министра культуры Свердловской области Юлия Прыткова.

В Центре креативных прототипов ЕГТИ работают мастерская, студия звукозаписи и видеостудия. Акцент здесь делают на театральных аранжировках, звуковых партитурах, производстве театральных кукол и бутафории. За время работы было изготовлено более 300 оригинальных прототипов, доход центра составил чуть менее 1200 тысяч рублей.

Центр прототипирования «Тон» действует в Москве на базе Академии хорового искусства им. В.С. Попова. Оборудование центра позволяет принимать репетиции любого формата, разрабатывать сценические постановки и визуальное сопровождение проектов, создавать музыку к спектаклям и аранжировки. 

Центр прототипирования Российской государственной специализированной академии искусств в качестве направлений работы выбрал гончарную и музыкальную лаборатории, а также мета-лабораторию, где осваивается VR-пространство, 3D-моделирование, создаются digital-картины. Центр специализируется на инклюзивных проектах. Так, здесь проводят исследования для создания доступной среды на концертных площадках, а также создают тактильные обучающие модели для людей с проблемами зрения.

«Производство тактильной модели достаточно сложное, емкое и дорогое. И нам пришла мысль о ее брендровании. В России порядка двух миллионов слабовидящих, около 200 тысяч тотально слепых людей. И они не то, что никогда не видели объектов культурного наследия, они не видели самого простого, с чем мы с вами сталкиваемся каждый день – бренд, логотип, визуальное оформление. Так появилась идея совместного проекта с коммерческим партнером. Это новый месседж, которого еще не было в России и мире, для аудитории, которая никогда не была задействована в коммуникациях», – делится кейсом руководитель Центра прототипирования Российской специализированной академии искусств Всеволод Санников.

При различных направлениях деятельности, у центров прототипирования существует и круг общих проблемных вопросов, которые требуют проработки. Среди них взаимодействие вуза с центром, который находится в структуре образовательного учреждения – возникают нюансы юридического и экономического характера. А также вопросы в области авторского права. 

«Прототип сам по себе предполагает наличие патента на его существование и тиражирование – и мы пытаемся приблизиться к решению этого вопроса. Любая световая, звуковая партитура является объектом авторского права, она может быть запатентована и с этим можно дальше работать. Есть и вопросы по привлечению бизнес-сферы – как найти баланс между образовательной деятельностью вуза и тем, что мы должны выйти со своими услугами на рынок. Это, в том числе, и человеческий фактор», – рассказывает ректор Екатеринбургского театрального института Анна Глуханюк.

За первые четыре месяца 2024 года центры прототипирования посетили более тысячи резидентов, большая часть из них – физические лица, студенты, самозанятые. За это время произведено более 500 прототипов, доход 26 центров составил более 7 млн рублей – по сравнению с 2023 годом цифра выросла практически в два раза. 

«Как проектный офис мы мониторим и анализируем деятельность центров прототипирования. Изначально они создавались для реализации творческих проектов и создания прототипов. Сейчас мы понимаем, что центры нельзя этим ограничивать, они должны заниматься и образовательной деятельностью. Сейчас мы вносим изменения в концепцию развития центров прототипирования, они будут работать в том числе на обучение талантливой молодежи – обучать созданию проектов, коммерциализировать их и выводить на рынок», – рассказывает руководитель проектного офиса на базе Казанского государственного института культуры Гузель Мингазова.  

Форум-выставка социальных технологий «СОЦИО» продлится до 18 мая 2024 года. Темами для обсуждения станут волонтерство в социокультурных проектах и развитие добровольчества в сфере инклюзии, новые социальные технологии и успешные практики работы с семьями, комплексная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов, осознанная благотворительность – всего в деловую программу включено более 70 тематических секций. 

Полная программа на сайте проекта, часть мероприятий можно смотреть онлайн.

Ранее Культура Урала рассказывала о возможностях Центра креативных прототипов ЕГТИ.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Валерия Костюник
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл