Сделано на Урале: как вера и туризм спасли Сысертский фарфор

Уральская промышленность ассоциируется с заводами-гигантами, огромными станками и раскаленным металлом. Однако в регионе есть более камерные, но не менее ценные производства. Например, фарфоровая фабрика в Сысерти, основанная в 1977 году, сегодня осталась одним из немногих действующих предприятий в России. Как небольшому заводу удалось пережить смутные времена, в отличие от конкурента в Богдановиче, например, а сегодня еще и вполне успешно «осовременивать» традиционное ремесло – в нашей первой статье из цикла «Сделано на Урале».

Откуда фарфор вообще появился в Сысерти?

То, что глина с берегов реки Сысерти подходит для изготовления посуды и прочей домашней утвари, заметили еще местные гончары в середине XIX века и основали мастерскую «Гончарка», принадлежавшую династии Харитоновых. Здесь обжигали горшки, крынки и другие полезные в быту предметы.

В начале XX века «Гончарка», в духе времени, переформатировалась в артель «Челюскинцы», однако методы работы остались традиционными: добытую глину размачивали в деревянных бочках и переминали ногами. Изделия обжигали на дровах и вручную покрывали глазурью. Помимо керамической посуды здесь делали декоративные фигурки и игрушки.

В 1950-е годы в артели впервые попробовали создать фарфор, но из-за низкого качества местного сырья он получился сероватым, а ведь белизна – один из критериев качества этого материала. Так что предприятие занялось выпуском электротехнического оборудования из привозной глины, окончательно оформившись как завод и перейдя с дров на жидкое топливо.

Для обжига фарфора нужна очень высокая температура – около 1370 °С. Довольно долго на фабрике пользовались старинными горнами: в большие кирпичные печи ставили посуду, затем разжигали горелку, а вход в печь закладывали кирпичом. Толщина стенок такой печи доходила до метра, иначе было бы просто невозможно находиться в здании. Наблюдали за «готовностью» изделий через специальную трубу. Чтобы достать обожженный фарфор, кирпичную стенку снова разбирали.

Завод и дальше мог бы заниматься выпуском электрокерамики или огнеупоров, но в 1960-е здесь появились молодые художники, выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища – Николай Иноземцев и Николай Малышев, которые задали новый вектор развития завода и вывели фарфоровое направление на иной уровень. Уже в 1977 году предприятие стало одним из четырех заводов в СССР, наряду со знаковыми Гжелем, Минводами и Бронницами, которые создавали высокохудожественную продукцию с узнаваемым стилем.

Выпускали чайные и кофейные сервизы, вазы и декоративные фигурки. Сысертский фарфор отличался лаконичными формами и фольклорными темами, в том числе – уральской домовой росписью. И конечно, очень много работ было сделано по мотивам сказов Бажова: отсылки к ним можно найти не только в подарочных скульптурах, но и в декоре для чашек и чайников. Продукция фабрики получалась народной и в то же время праздничной, нарядной, застольной.

Как создается красота?

Сотрудники фабрики отмечают, что до 80% производственного процесса выполняется вручную. Например, без конвейера готовят формы, заливают в них жидкую глину, зачищают швы после высыхания, обжигают, покрывают глазурью и расписывают. Часть ассортимента производится с помощью вакуум-пресса – это тиражные вещи, в том числе базовые предметы посуды и сувениры по заказу партнеров.

Но даже такая «штамповка» расписывается исключительно вручную, не говоря уже о более штучных вещах. На фабрике есть своя экспериментально-техническая лаборатория, которая разрабатывает новые методы окрашивания. Ведь не каждый краситель и цвет можно нанести на фарфоровую поверхность, да еще так, чтобы с годами использования он не смылся и не выцвел.

Старинные печи с метровыми стенками уже не применяют, хотя они остались на заводе как реликвия. Сейчас фарфор обжигают в современной немецкой печи. Однако температура обжига сохранилась – 1370 °С. Известно, что чем выше температура, тем тоньше, а значит, и качественнее будет фарфор. Но позволить себе такое может не каждая фабрика: уместно пошутить о том, что соседство с металлургами не прошло даром и для мастеров по фарфору.

Фарфоровому делу не учат ни в университетах, ни в колледжах. Секреты ремесла передаются от мастера к мастеру при личном общении и совместной работе. Это помогает сохранить традицию живой и передать ее следующим поколениям.

Что спасло Сысертский фарфор?

Наверное общим местом будет сказать, что 1990-е оказались сложным периодом для отечественной индустрии, нанесли они свой удар и по фарфоровой промышленности. Прекратил работу легендарный завод в Конаково, осколок кузнецовской империи, закрылся завод в Богдановиче.

Что помогло выстоять сысертскому заводу? Ответ нашелся все в той же новой реальности, суровая для одних, для других она открыла иные перспективы. У «Фарфора Сысерти» появилась еще одна сфера применения сил и таланта: здесь, практически единственные в стране, стали делать… иконостасы.

Началось все с того, что в 1998 году завод получил заказ на восстановление фаянсового иконостаса Крестовоздвиженского собора Верхотурского монастыря. До революции такие изделия десятками выпускали Кузнецовские заводы, однако с тех пор часть знаний и технологий была утеряна. Пришлось сысертским мастерам искать нестандартные подходы к работе: там совсем другие масштабы, материалы и условия. По сути, им нужно было создать архитектурную конструкцию вместо привычных маленьких предметов, причем для церкви, а не бытового использования.

Успех в этом деле вдохновил мастеров, и теперь создание иконостасов – полноценное направление «Фарфора Сысерти». Продукцию завода можно увидеть по всей России, от Хакасии до Поволжья, и даже за рубежом – в Сербии, Италии и на Афоне в Греции. В среднем, на один такой иконостас уходит, в среднем, около года работы, еще 2–3 месяца занимает его монтаж на месте.

Расписываются иконостасы все так же вручную, и за счет особенностей работы с цветом на глазурованной поверхности, они получаются яркими и нарядными. При обжиге краски меняют оттенок, и мастер должен учитывать, как преобразится узор. А сама технология росписи является сысертским ноу-хау, которому можно обучиться только у наставников в процессе работы.

«Фарфор Сысерти» в культуре

Сегодня в каталоге «Фарфора Сысерти» несколько сотен наименований посуды и сувениров. Среди интересных вещей – аромалампы, серия «Конструктивизм» со стилизованными памятниками авангардной архитектуры, футбольные сувениры к Чемпионату мира и серия скульптур с персонажами сказов Бажова.

Больше ста разработок «Фарфора Сысерти» отнесены к народным художественным промыслам. Такое заключение экспертного совета по промыслам дает производству особый статус, ведь эти вещи помогают сохранять локальную традицию. Сегодня без посещения фарфоровой фабрики не обходится ни одна экскурсия в Сысерть, и «фарфоровые» мастер-классы пользуются популярностью.

Сохраняя традиции, «Фарфор Сысерти», с одной стороны, постепенно обновляет оборудование, технику и методику работы с глиной, с другой – переосмысливает и содержание работ. Уже несколько лет предприятие участвует в программе арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Художники из разных стран вдохновляются местным производством, фарфором и ручной росписью, чтобы создать собственные работы.

В 2015 году художник Владимир Марин создал арт-объект «Сервиз», состоящий из посуды со специально сделанными дефектами. Из-за них пользоваться кухонной утварью по назначению невозможно, и это навевает самые разные ассоциации у зрителей. На создание этой работы художника вдохновили полки с бракованными элементами на самом заводе.

Конечно, стремительное обновление Сысерти в последние годы также влияет и на деятельность завода. В 2023 году предприятие сотрудничает с проектом «Лето на заводе» и проводит совместную лабораторию «Антихрупкость». Поучаствовать пригласили всех желающих: предполагается, что участники создадут экспериментальные предметы посуды и мебели, украшения, произведения искусства и так далее. А завод поможет воплотить самые смелые проекты. Таким образом планируется привнести свежие идеи и сделать фарфор еще более популярным и народным.

Материал Тины Гарник для Культура-Урала.РФ. Фотографии Кирилла Дедюхина.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл