Через несколько дней на Площади 1905 года состоится парад Победы. Его неизменным участником является Сводный военный оркестр Центрального военного округа, возглавляет который полковник Сергей Алеев. Мы поговорили о том, как подбирается музыка, каково это – играть на ходу и о других тонкостях музыкального сопровождения военного парада.
– Как строится музыкальная программа, которая звучит во время парада? Есть ли особый регламент, по которому подбираются произведения?
– Военный оркестр обеспечивает музыкальное сопровождение парада войск. И музыка подбирается чётко по алгоритму проведения парада. Оркестр ориентируется на то, что происходит в тот или иной момент церемонии и в соответствии с этим подбирает тематическую специальную музыку.
Первая церемония – объезд войск командующим парада. После того, как командующий парадом объехал войска и занял свою точку, сводный военный оркестр исполняет фанфары, сигнал привлечения внимания. Затем в Екатеринбурге традиционно следует объезд машин с ветеранами Великой Отечественной войны, это происходит под песню «День Победы». Во время вноса на Площадь 1905 года Государственного флага Российской Федерации и Знамени Победы звучит песня Александрова «Священная война»
Следующий эпизод – встреча командующего парадом и командующего войсками – по Уставу сопровождается встречными маршами. Оркестр выбирает для исполнения самые парадные, торжественные марши, их получается порядка пяти. На каждой точке, где останавливается машина, командующий парадом здоровается – звучит встречный марш, на следующей точке здоровается – новый встречный марш. В конце объезда сводный военный оркестр исполняет хор «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Это произведение традиционно играется во всех гарнизонах, где проводится парад, и венчает окончание объезда и приветствия всех войск-участников парада. Первый блок музыканты на своем жаргоне называют «шапка». Здесь ни одно из произведений не может появиться случайно, всё имеет абсолютно математический порядок.
– Каждый год в первом блоке звучат одни и те же произведения?
– Репертуар «шапки» меняется на 1–2 композиции. Сейчас стали это делать реже – ту музыку, что работает безупречно, стараемся эксплуатировать дольше. Никогда не подвергается изменениям та часть, где звучат песни «Священная война», «День Победы» и Государственный гимн Российской Федерации. Всё остальное можно варьировать.
После «шапки» идёт три блока строевых маршей. Первый – для обеспечения пешего прохождения войск, когда идут офицеры и солдаты. Второй блок – сборка строевых маршей под проезд бронетехники, третий – под пролёт авиации. Здесь в подборе музыки используется тематическая привязка. Под авиацию звучит марш о пилотах, под бронетехнику – «Три танкиста» братьев Покрасс, «Марш артиллеристов» Хренникова. В пеших группах тоже стараемся по возможности привязывать к проходящим в текущий момент войскам тематические марши. Есть форма одежды, есть визуально узнаваемая специальность, естественно, идёт узнаваемый музыкальный ряд. Под выход десантников звучит «Нам нужна одна победа» Окуджавы, когда идут военнослужащие-женщины – «Катюша».
В финале уже пять лет оркестр показывает плац-концерт. Музыка в движении, красивые конструкции, расхождения, смена репертуара – это маленький спектакль. Как правило, на фестивалях он идёт не более 12 минут – после этого времени внимание публики ослабевает, поэтому нужно на пике «выдохнуть» всю красоту и уйти за кулисы. На параде выступление оркестра несколько короче – сначала идёт плац-концерт дефиле, а затем оркестр играет для показательного выступления роты почётного караула. У нас получается целый театр.
– Давно существует традиция подбирать музыку к разным родам войск?
– Ещё когда я был курсантом в Москве, мы играли в сводном оркестре на Красной площади, и там музыка специально подбиралась в зависимости от того, какие войска проходят. В Екатеринбурге сложнее это делать, у нас меньше войск, чем в столице – там на один тематический марш успевает пройти одно, а то и два подразделения. У нас всё ограничивается одной коробкой, и фактически звучит только фрагмент произведения. Мы прорабатываем тематические эпизоды, стараемся делать переход одного марша на другой. Это красивый элемент, он, безусловно, важен.
– Хватает музыки?
– Хватает, репертуар огромный. Сам парад со всеми речами, выступлениями, перестроениями, идёт около часа. В монтаже маршей на пешую группу мы ежегодно вносим изменения. Музыкантам, конечно, это не всегда нравится, потому что надо выучивать неизвестную музыку, но два раза ходить одной дорогой мы не привыкли, поэтому стараемся всегда «проветривать» музыкальное помещение, запускать свежий воздух не исполняемых ранее маршей. Есть незаслуженно забытые произведения служебно-строевого репертуара, и мы стараемся их выносить в эфир.
– Сколько времени требуется оркестру на подготовку к параду?
– За полтора месяца до первой встречи войск мы начинаем репетировать по четыре часа в день. Если войска достаточно стремительно можно научить ровно ходить, то нам требуется дополнительное время, у нас на параде значительно больше задач. Как минимум, мы должны наизусть в великолепном качестве исполнить час разной музыки. Учитывая, что мы стараемся подводить звучание к эталонному академическому, это занимает довольно много времени. Но уже который год подряд наши музыканты показывают высокий класс.
– Что самое сложное на параде для музыкантов оркестра?
– Мы работаем в условиях ограниченной площадки. У нас не гигантский оркестр – столичный или санкт-петербургский коллективы гораздо больше. Но по техническим причинам мы не можем поставить больше музыкантов, чем у нас есть – 160 человек. Сложность в том, что в глубину музыканты выстраиваются всего в шесть шеренг, а по фронту, лицом к нам стоят более 30 человек. Между ними определённый интервал, и когда эта конструкция начинает двигаться вперёд, сохранить равнение в 50-метровой шеренге достаточно сложно. И при этом же надо играть. Я всегда музыкантам говорю, что каждый из вас должен в этот момент быть ювелиром-водителем – успевать смотреть вперёд, в задние зеркала, переключать скорость, кормить мороженым ребёнка, который сидит на пассажирском сидении, и при этом играть на музыкальном инструменте. Это будет примерно психологическое состояние военного музыканта, когда он начинает играть в движении.
– А что самое сложное на параде для вас?
– Прежде всего, не терять градус доверия музыкантам. Это уже мой седьмой парад в Екатеринбурге как начальника службы, и я стараюсь строить наши отношения на глубочайшем уважении к таланту музыкантов с требовательностью во время репетиций и доверием на мероприятиях. Я всегда проговариваю, что они талантливы, много лет назад они выбрали этот путь, и если сейчас мы сделаем что-то плохо, то неловко самому себе будет подвести итог – зачем я 20 лет этим занимался, если за последние 50 минут уронил своё реноме.
Момент психологической подготовки, несомненно, влияет. Оркестр технически готов на 100 процентов, важно правильно сориентировать свою команду – я полностью вам доверяю, я прошу вас сейчас всё, что мы приготовили на «кухонной плите», донести до гостей, нисколько не расплескав. Я стараюсь подводить коллектив к 9 мая в пиковой подготовке – не перегрузив, не вызвав чувство отторжения из-за многократных повторений. Главное – дозирование, стратегическое мышление, равномерное распределение усилий, и тогда мы подходим к хорошему качеству. Важно не спугнуть, не пересмотреть с прищуром – вдохнуть этого потока правильной энергии, хорошего настроения, веры. Когда ты каждый раз говоришь – ничего не получится, вы такие-рассякие – они всё выполнят как ты «заказывал». Это педагогика, не учитывать её нельзя.
– Размеры площади вам тоже добавляют проблем?
– Это одна из сложностей – оркестр встаёт в шеренгу по 30–35 человек, и фланги могут реагировать на сигналы дирижёра с некоторой задержкой. Сигналы дублируют военные дирижеры с тамбурштоками, они стоят вдоль всего строя. Но всё равно, есть разумные законы оркестровой геометрии, и, если мы их не соблюдаем, есть серьёзный риск разбалансироваться. Причём, это будет не от бесталанности дирижёра и музыкантов, а просто физика. Поэтому я всегда прошу всех сверхнапрячься и держать внимание. Когда музыкант находится рядом с дирижёром, он может на секундочку отвлечься, связка не потеряется. Но в нашем случае, учитывая гигантский фронт, вечернее время на репетиции, новые огни на площади, проходящую технику, музыкант нет-нет да и превращается в зрителя, который параллельно ещё немного играет. В это время контроль может теряться. И причина понятна – я точно так же «ловил ворон» на Красной площади, когда был молодым курсантом. Всё интересно – ты же приехал посмотреть, поиграть. Только с опытом приходит профессионализм, когда музыкант становится в строй и делает только то, что от него просят.
– Есть те, кто принимает участие в параде впервые?
– Точно так же, как мы обновляем музыку, мы стараемся приглашать новые коллективы с нашего огромного военного округа. В данном случае на параде будут коллективы из Иркутска и Саратова. Они впервые в Екатеринбурге, но уже участвовали в параде в Москве. От наших коллег великолепная отдача, мне приятно, что музыканты из разных городов знакомятся, общаются. От этого большой толк – два месяца идёт учеба, в лучших традициях оркестровой службы, на лучших площадках, в данном случае – в Екатеринбурге.