
Рынок искусства чрезвычайно подвижен. Сегодня, чтобы посмотреть на шедевры признанных мастеров, не обязательно ехать в столицу. Такая возможность есть у жителей Екатеринбурга, Ирбита и Нижнего Тагила.
Рафаэль, Рубенс, Пиранези, Поллок, Шагал, Дали представлены в постоянно действующих экспозициях уральских музеев и галерей. Давайте разберемся, где искать шедевры.
Европейская классика

Самой обстоятельной коллекцией старых европейских мастеров, безусловно, располагает Центр «Эрмитаж-Урал» (Екатеринбург, ул. Вайнера, 11). Эта площадка Екатеринбургского музея изобразительных искусств состоит из постоянной экспозиции и выставочных залов.
Ранние работы, представленные в залах, датируются XV – началом XVI века.
Одно из самых громких имен коллекции - Якоб Йорданс, который после смерти Питера Пауля Рубенса стал «первым живописцем Антверпена». Есть и другие интересные произведения.
Здесь все без обмана и сомнений искусствоведов. Собрание формировалось более столетия. Часть предметов поступила из старых коллекций Свердловского областного краеведческого музея, который был основан в 1870 году. В годы революции в его фонды попали предметы из опустевших купеческих и дворянских усадеб. В 1936 году в Свердловске решили создать Картинную галерею, и большинство художественного фонда краеведов было передано туда. Некоторые работы были приобретены у населения, но основу экспозиции составляет дар Государственного Эрмитажа. Произведения искусства были переданы в благодарность за спасение сокровищ Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны.

В 2024 году богатую собственную коллекцию дополнили произведения Пермской государственной художественной галереи. В экспозицию западноевропейского искусства в Центре «Эрмитаж-Урал» включено 20 работ мастеров Италии, Голландии, Фландрии и Франции XV-XIX веков. Сейчас в Екатеринбурге можно увидеть работы Гвидо Рени, Альберто Карльери, Джузеппе Кьяри, Яна Брейгеля Старшего. Якоб Йорданс теперь в Екатеринбурге представлен тремя произведениями.

Музейные коллекции классиков искусства можно увидеть на двух площадках. Помимо «Эрмитажа-Урал», где выставлены работы мастеров Западной Европы, русское классическое искусство экспонируется в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Воеводина, 5. Айвазовский, Куинджи, Репин, Кустодиев, Маковский, Шишкин, усиленные коллекцией пермяков, помогут на время забыть о Третьяковке и Русском музее.
За Рафаэлем в Нижний Тагил

Нижний Тагил может впечатлить своими музейными собраниями даже самых придирчивых любителей искусства. До 1914 года Нижне-Тагильский завод (так называлось поселение) был собственностью семьи Демидовых. Хотя в XIX веке Демидовы не часто и непродолжительно бывали в своих уральских владениях, но кое-что от великолепия их богатств здесь все же осталось.
Карл Брюллов и Рафаэль Санти
В Нижнетагильском музее «Горнозаводской Урал», расположенном по адресу пр. Ленина, 1, можно увидеть работу Карла Брюллова, которому покровительствовали Демидовы. Портрет блистательной Авроры Демидовой-Карамзиной соседствует с несколькими изысканными образцами живописи, но перебить славу знаменитого итальянца Рафаэля Санти довольно сложно.
Настоящую сенсацию можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств на Уральской, 7. В одном из залов там расположилась работа Рафаэля Санти. Правда, искусствоведы уже давно ставят знак вопроса после фамилии мастера. Слишком непредсказуемы были перемещения произведения. Но посмотреть на прославленный образ стоит. Картина изображает святое семейство — Марию, Иосифа и младенца Христа. Произведение называется «Мадонна с вуалью» или «Мадонна дель Пополо».

Известно, что Рафаэль написал Мадонну в 1508 году для храма Санта-Мария дель Пополо. В XVII веке работа числилась в собрании Боргезе, а в XVIII веке ее следы потерялись. Затем появилось несколько версий картины. Они попали в разные коллекции. В XX веке французские учёные доказали, что оригинал Рафаэля не был утрачен, а хранился в собрании принцев Конде в Шантильи. Исследования подтверждались современными техническими методами. Эта версия сегодня звучит для искусствоведов наиболее убедительно, но в 1920-х годах в России не сомневались, подлинник Рафаэля находится у них.
В 1924 году на чердаке господского дома в Нижнем Тагиле завхоз металлургического треста Иван Колеватов нашёл почерневшую пальмовую доску, на которой виднелись следы старой живописи. Колеватов отнёс её в краеведческий музей. Доску очистили от копоти и обнаружили на ней изображение мадонны с младенцем и надпись по кромке платья — «RAPHAEL.URBINAS. PINGEBAT.MDIX» («Рафаэль Урбинский написал в 1509 году»). Посмотреть на находку из Москвы приехал знаменитый художник, искусствовед и реставратор Игорь Грабарь. Он же атрибутировал найденную картину как оригинал. После реставрации «Тагильская Мадонна» экспонировалась в Пушкинском музее. Только в конце 1970-х работа вернулась в Нижний Тагил. Московские искусствоведы отказались от первоначальной атрибуции, но легенда о «Тагильской мадонне», как называл образ Игорь Грабарь, уже живет своей жизнью.
Помимо классиков-европейцев в нижнетагильском музее изобразительных искусств можно увидеть интересные произведения российских авторов первой половины XX века, например, произведение Зинаиды Серебряковой.
Любые истории, связанные с обретением шедевров в местных музеях, вызывают любопытство: а вдруг? И готовность разочароваться. Кроме Нижнего Тагила, где в Музее изобразительных искусств выставлена Мадонна предположительно кисти Рафаэля, и Екатеринбурга с его частными и государственными собраниями, местом, где шедевры – это норма, является Ирбит.
Рубенс из Ирбита

Было время, когда провинциальный город имел смелость забрать себе шедевры Эрмитажа. В 1976 году только что назначенный директором Ирбитского музея изобразительных искусств Валерий Карпов упросил директоров самых влиятельных музеев России помочь пополнить фонды Ирбита дублеными экземплярами графики, хранившимися в Москве и Ленинграде. Так в Ирбитский музей изобразительных искусств попали работы из фондов Эрмитажа и Государственного музея изобразительного искусства им. Пушкина. Спустя годы во время реставрации выяснилось, что привезенные тогда картины Рубенса и Ван Дейка – подлинники, а не копии, как считалось изначально. В Ирбит стоит приехать при любом раскладе. В единственном в России музее графики и рисунка выставлены работы Рубенса, Ван Дейка, Дюрера, Луки Лейденского, Гольбейна, Гойи и Пиранези.

Оформление Ирбитского музея изобразительных искусств настроит на встречу с шедеврами. Пришедших, как и в Лувре, встречает Ника Самофракийская, правда, здесь уже сомнений нет, это заказанная для музея копия.
Михаил Шемякин и Сальвадор Дали

Для любителей искусства XX века, в Екатеринбурге есть несколько точек притяжения.
Уорхолл, Матисс, Шагал, Поллок, Мураками, Дали обычно доступны в галерее «Главный проспект» (пр. Ленина, 8). Большую коллекцию графики прославленных художников собрал владелец галереи Олег Гусев.
Работы Михаила Шемякина можно увидеть сразу в двух музеях – Музее Владимира Высоцкого (ул. Малышева, 53) и Музее Андеграунда (ул. Добролюбова, 8).
Если вы не готовы идти в музей, то скульптуру «Скрипка Энгра» авторства Сальвадора Дали можно увидеть в фойе отеля «Высоцкий». Как утверждает пояснительная надпись, она была подарена испанским художником виолончелисту Мстиславу Ростроповичу, который дружил с Владимиром Высоцким.
В 2019 году «Скрипка Энгра» была приобретена на открытом аукционе Sotheby's специально для отеля «Высоцкий» (Екатеринбург).
Картины любят смотреть на вас не меньше, чем вы любите смотреть на них. Не откладывайте визит, отправляйтесь на встречу с искусством.