Шигирский идол

Большой Шигирский идол — уральское сокровище, ценность которого человечество в полной мере еще не осознало. Его возраст — около 11 тысяч лет, и это самая древняя монументальная деревянная скульптура в мире, аналогов которой не существует ни в более ранних, ни в более поздних археологических эпохах. Современные исследования идола начались более двадцати лет назад, но вопросов о его непростой судьбе до сих пор очень много.

История открытия

Обломки идола — десять деревянных фрагментов — обнаружили 24 января 1890 года на втором Курьинском разрезе Шигирского торфяника — это недалеко от Невьянска, около 70 км от Екатеринбурга; сегодня место находки затоплено и недоступно. Находка случайная: в то время на Урале все еще бушевала золотая лихорадка. Копали все и почти везде, и помимо искомого золота и камней, в руки старателей часто попадали артефакты древних эпох — к 1890 году их научная ценность сомнений уже не вызывала, потому их передавали в Уральское общество любителей естествознания. Так и обломки идола вскоре после обнаружения доставили в Екатеринбург в УОЛЕ.

В первый раз реконструировать Шигирского идола взялся в 1890-е хранитель музея УОЛЕ Дмитрий Иванович Лобанов, чтобы новую находку можно было разместить в экспозиции. Попытка, однако, оказалась неудачной: из десяти фрагментов Лобанов использовал только половину, собрал из них несуразную фигуру, остальные пять обломков просто сложил рядом, однако так идол простоял в музее более двадцати лет. Вторую — максимально полную — реконструкцию идола в 1914 году провел ученый-археолог Владимир Яковлевич Толмачев. Он использовал все десять частей, сложив их в длинную узкую фигуру (около 5,3 м) так, чтобы состыковать резной орнамент на всех фрагментах. Очень важно, что полученную фигуру Толмачев детально зарисовал со всех сторон.

Советская власть Шигирским идолом не заинтересовалась, отнеся его к свидетельству религиозных предрассудков прошлого. Поэтому фигуру снова разобрали и сложили в хранилище — там идол пробыл около семидесяти лет. Эта часть истории скульптуры — белое пятно, хуже того, при непонятных обстоятельствах оказалась утрачена часть фрагментов: около двух метров — нижняя часть фигуры в реконструкции Толмачева. Это могло произойти время Гражданской войны или в Великую отечественную, когда Свердловск принимал эвакуированные из Эрмитажа ценности, оттого спешно уплотнял собственные хранилища.

Экспонирование и исследования идола возобновились в 1990 годы. В 1997 году перед тем, как отдать древность реставратору, небольшой срез материала послали в лаборатории Москвы и Санкт-Петербурга. Результат исследования ошеломил: если до этого идола относили к рубежу медного и железного веков (около 1,5 тыс. лет до н.э.), то радиоуглеродное датирование показало, что дерево было срублено и обработано в середине мезолита (среднекаменного века), то есть не позднее 8 тыс. лет до н.э.! Большой Шигирский идол сразу был объявлен древнейшей деревянной скульптурой в мире — настоящая сенсация. Его окончательно признали жемчужиной экспозиции Свердловского областного краеведческого музея и вскоре оборудовали для него специальный зал «Шигирская сокровищница». В 2014 году ученые из России и Германии провели второе комплексное исследование скульптуры: новые технологии датирования установили, что идол был изготовлен еще раньше: теперь его отнесли к самому началу мезолита. Сегодня скульптуре насчитывают не менее 11 тысяч лет.

Послание древних времен

Большой Шигирский идол «в оригинале» — это высокая (не менее 5,3 метров) скульптура, вырезанная из цельного ствола зрелой лиственницы: в 2014 году ученые насчитали на теле идола 159 годовых колец. У скульптуры хорошо проработана верхняя часть — голова: она объемная (затылок аккуратно скруглен). Выражение лица как бы удивленное: выразительные глубоко посаженные глаза, явные выдающиеся надбровные дуги, приплюснутый нос, приоткрытый округлый рот, от носу к ушам расходятся полоски, видимо, изображающие татуировки. Тулово скульптуры со всех сторон покрыто резьбой: по всей длине идола вьется зигзагообразный орнамент-«елочка»; в верхней части тулова (спереди и сзади) горизонтальными и наклонными полосами (тоже «елочка») обозначены плечи, ребра и лопатки, относящиеся к объемной голове, а ниже на обеих сторонах тулова нарисованы еще несколько персонажей — они плоские, черты их лиц проработаны менее подробно.

В целом скульптура проработана очень тщательно, при этом исходный материал был непростым: на лиственничном стволе заметны следы многочисленных сучков и веток. «Концы бревна — макушка головы и основание скульптуры — затесаны наискось шлифованным теслом с широким слабо выпуклым лезвием … Плоскости тулова выровнены остро заточенным шлифованным теслом с прямым лезвием … Затем каменными шлифованными стамесками с острым лезвием с малым углом заточки вырезаны изображения на плоскостях и орнамент на краях скульптуры. Использовались, как минимум, две стамески: одна с лезвием шириной 2–3 см, другая — 4–5 см… Рот [объемной головы] выбран изогнутым кремневым инструментом типа ложкаря… Зрачки [объемной головы] выбраны короткими срезами изогнутым инструментом типа штихеля с гладким лезвием. Скорее всего, для этой цели использовались резцы нижних челюстей бобра», — пишут в статье 2014 года главный научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея Светлана Савченко и ведущий научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии РАН Михаил Жилин. Выходит очень внушительный арсенал инструментов и навыков. Снова сенсация: прежде считалось, что Урал времен мезолита обладал гораздо более скромными технологиями!

Вопрос, над которым ученые ломают голову со времен Толмачева: как и где мог стоять такой идол. Обратите внимание: скульптура была высокая и тонкая, соотношение ширины к высоте составляло примерно 1:20, значит, хрупкая — установить такую непросто. Более того, исследования 2014 года выявили, что на нижней части идола нет следов гниения: это значит что он не просто не был вкопан в землю, он даже не касался земли. Как же его демонстрировали? Может, он был привязан к другому большому дереву? Может, стоял на камне, прислоненный к скале? А, может, его выставляли только по праздникам, а остальное время заботливо хранили, укутав в шкуры? Это до сих пор загадка. Однако сегодня мы можем сказать, что «в ходу» идол был недолго, максимум несколько десятилетий: «Возможно, подобно ряду западноевропейских антропоморфных скульптур, идол являлся структурной частью прибрежного участка поселения или культовой площадки, а после выполнения своих функций был преднамеренно погружен на заболоченную поверхность, в торф», — пишет заместитель директора по научной работе Института истории и археологии УрО РАН Наталия Чаиркина.

Попытки расшифровать послание

Самый главный вопрос — что же означают изображения на идоле. Помимо верхней объемной головы, на скульптуре есть еще несколько персонажей. Несмотря на то, что их черты проработаны лишь схематически, некоторые в так называемом скелетном стиле, нет сомнений, что все персонажи индивидуальны и конкретны, за каждым из них стоит свой характер. В.Я. Толмачев насчитал таких пять (три впереди и два сзади), в 2003 году Светлана Савченко обнаружила еще одну личину на обороте тулова. А по итогам исследований 2014 года, во-первых, была найдена еще одна — седьмая, поврежденная личина, а, во-вторых, выдвинуто предположение, что их могло быть еще больше: на теле идола есть «слепые пятна».

Кто они? Высказывались разные предположения: это могли быть символы стихий, персонажи, участвовавшие в творении мира. Одна из самых весомых версий — предположение Наталии Чаиркиной о том, что персонажи составляют вертикальную модель мироздания. Смелую версию высказывает ученый секретарь Института археологии РАН Екатерина Дэвлет: «… Наличие на Шигирском идоле организованных иерархически по вертикали семи антропоморфных персонажей, изображенных в рентгеновском стиле, концептуально согласуется с представлениями о шаманских кланах, о наследуемом шаманском даре, о череде шаманов-предков, которые придают своему преемнику особые силы», получается, что идол — это сакральный символ древнего уральского шаманского клана.

Еще один важный вопрос: идол — это продукт «местных традиций» или его изваяли какие-то из многочисленных кочевавших через Урал племен? Заведующий кафедрой археологии Кемеровского университета Владимир Бобров пишет: «… [Есть причины] искать истоки формирования изобразительной традиции мезолита Урала в „мутных“ миграционных потоках. Но идея автохтонной линии развития, на мой взгляд, более предпочтительная. Изобразительный стиль, характерный для шигирской и горбуновской скульптуры, мог возникнуть только в среде обитателей тайги».

Есть несколько аргументов в пользу того, что Шигирский идол «истинно уральского» происхождения. Например, зигзагообразный орнамент: несмотря на то, что это простая универсальная форма, именно такой узнаваемый зигзаг обнаруживается на керамике многих археологических культур, имеющих отношение к Уралу, а в пределе его можно проследить и до национальных узоров современных финно-угорских народов.

Можно проследить «судьбу» и некоторых из персонажей на теле Шигирского идола. Так у одного из них из головы исходят лучи — развитие этого персонажа можно усмотреть в так называемых солнцеголовых идолах. Их изображали по-разному, но самое яркое воплощение они получили в бронзовых отливках древних зауральских металлургов в середине первого тысячелетия до нашей эры.

А вот другой персонаж на Шигирском идоле, который отсылает нас в еще более древнее прошлое: у него обозначена личина, позвоночный столб, подчеркнутые тремя горизонтальными линиями бедра, согнутые в коленях ноги, а между ног — ниспадающие точки-черточки. Скорее всего, эти точки — знак, что нарисована женщина; такой знак больше почти нигде не встречается, но что удивительно, именно так нарисована женщина в Дальнем зале Игнатьевской пещере на Южном Урале. А рисунки в Игнатьевской минимум на тысячу лет старше Шигирского идола — ученые относят их еще к верхнему палеолиту, им может быть до 15 тысяч лет.

Комментирует начальник отдела древней истории народов Урала Музея истории и археологии Урала (подразделение Свердловского областного краеведческого музея) Светлана Панина: «Да, можно сказать, что персонаж повторяется. И повторяется совсем на другой территории, к тому же еще и изображение исполнено совсем другим способом, но изображение практически то же самое. Между ними разница примерно в тысячу или больше лет. Это редчайший случай, когда можно проследить, как традиция изображения персонажа-символа, который значим для древнего человека, сохраняется между такими древними эпохами, как верхний палеолит и мезолит».

Текст Глеба Жоги, фотографии официального сайта Свердловского областного краеведческого музея.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл