
В этом году «Уральской школе драматургии» исполняется 30 лет. Явление и термин отсчитываются от момента, когда Николай Коляда открыл в Екатеринбургском театральном институте отделение «Литературное творчество».
Известный театральный деятель Павел Руднев описал этот процесс так:
«Поняв, что отечественная драматургия пребывает в кризисе, он (Коляда) основал постоянно действующую, единственную в России и весьма плодовитую авторскую школу современной пьесы, откуда вышли десятки авторов, пишущих для театра. Поняв, что для продвижения своих учеников необходим ресурс, Коляда создал конкурс пьес «Евразия». А потом, поняв, что премии драматургам – это ещё не гарантия постановок, создал фестиваль «Коляда-Plays» – мощное лобби уральской школы и современной пьесы в целом».
«Колоссальная инфраструктура творческого содействия», созданная Колядой, включала в себя и издание сборников пьес учеников, только на собственные деньги он выпустил 13 штук. На Международном конкурсе драматургов «Евразия» уральцы тоже были выведены в отдельное «производство» – номинацию «Новая уральская драма». Пьесы победителей в обязательном порядке читались на фестивале, а с открытием Колядой режиссёрского курса постепенно по ним стали ставить учебные эскизы.
Естественно, что такая практика поддержки давала и даёт отличные результаты. «За эти годы больше 70 человек получили дипломы, – рассказывает отец-основатель. – У кого-то судьба сложилась в театре очень удачно, кто-то менее известен, но у них случилось несколько постановок в театрах, а это уже немало.
Вот только некоторые имена: Василий Сигарев, Олег Богаев, Валерий Шергин, Анна Батурина, Анна Богачёва, Светлана Баженова, Роман Дымшаков, Роман Козырчиков, Ярослава Пулинович, Владимир Зуев, Александр Архипов, Оксана Розум, Павел Казанцев, Анжелика Четвергова, Болот Ширибазаров, Татьяна Ширяева, Надежда Колтышева, Илья Перцев, Дарья Уткина, Алексей Синяев, Евгения Кокшарова, Александр Югов, Екатерина Васильева, Екатерина Бронникова, Оксана Бородовикова, Алексей Еньшин, Александра Чичканова, Юлия Йонушайте, Мария Ботева, Владимир Ганзенко, Екатерина Гузёма, Татьяна Гарбар и многие другие».
У первого звёздного ученика Коляды, Олега Богаева, поступившего на курс в 1994 году, своя версия происхождения определения «Уральская школа драматургии», которую он озвучил в интервью журналу «Урал» в 2013 году:
«Это очень смешно. Сам термин курьезно появился в 1995 году на театральном семинаре в Омске, когда известный театральный деятель Зиновий Корогодский с присущей только ему иронией сказал, глядя сквозь очки на опоздавших с завтрака молодых драматургов: «А вот и уральская школа драматургии идёт со сранья». Имелось в виду «с утра», но кто помнит юмор профессора Корогодского, тот поймет меня».
Отличительные черты Уральской драматургии

А если серьёзно, то ставя голос своим воспитанникам, Николай Коляда учит их брать в объектив повседневную жизнь и обычного человека. Учит быть интересными зрителю, прививает умение выживать в современном театре – отсюда упор на «мускулистые пьесы, крепко посаженные на сюжет».
Но самое главное – работа с языком. «Выпускников» уральской школы отличает, как очень верно сформулировала однажды искусствовед Вера Сердечная, «редкое умение концентрировать в тексте речевую стихию, так что она остается и реально-узнаваемой, и притом фантасмагоричной». Те из них, кто добился ощутимых успехов, прежде всего, умеют тонко слышать окружающий мир и точно это передавать. Как звучали в России 90-е годы и начало 2000-х, напоминать, думаю, излишне, потому упрекать уральцев в «чернухе» и суровости, всё равно, что на зеркало пенять, коли сами знаете что. К тому же конвейер по производству звёзд и событий, коим Уральская школа драматургии, безусловно, является, не только продолжает бесперебойно работать, но и наращивает обороты, – появляются новые имена с абсолютно своим видением.
Жанровое разнообразие – ещё одна характерная черта уральской школы. Каждый из драматургов, имея в основе «колядинскую выучку», сам определяет жанр, в котором осуществляет свои творческие изыскания в соответствии с собственной творческой и человеческой органикой.
Кого важно знать и что прочитать среди уральских драматургов
Школа Коляды – это живой процесс, внутри которого все время появляются новые имена и сменяются лидеры. Тем не менее, есть несколько имен, которые прочно ассоциируются с уральской драмой, даже несмотря на то, что они иногда от этих связей открещиваются.
Олег Богаев

Об авторе: Родился в 1970 году, в Свердловске. Окончил курс Коляды в 1999 году. Доцент кафедры истории искусств ЕГТИ. С августа 2010 главный редактор журнала «Урал». Автор 18 пьес. Лауреат множества литературных, театральных и кинопремий.
Важные тексты: «Русская народная почта», «Резиновый принц», «33 счастья», «Марьино поле»
Ключевые слова, которые теперь предваряют научные статьи о Богаеве: театр абсурда, театр жестокости, комизм, алогизм. В его художественном мире рядом со вполне обычными пенсионерами, женщинами-олигархами или библиотекарями в декретном отпуске могут орудовать котенок-мальчик, говорящая рыба, человек-гриб или резиновый принц фаллоимитатор, а также Чехов, Ленин, Дантес или Любовь Орлова. Критика соединяет пьесы Богаева с самыми разными традициями от гиперреализма до неосентиментализма и неоабсурдизма. Сам же он склонен определять их как комедии, недаром же его первый авторский сборник 2012 года назывался «Русская народная почта: 13 комедий». К слову, заглавный текст этого сборника – рекордсмен по постановкам, в котором в своё время сыграли и Олег Табаков, и Михаил Ульянов.

А уральской школе драмы он даёт следующее определение: «Основная тема уральской драматургии — маленький человек в предлагаемых социальных обстоятельствах. Основные образы — пространственная ограниченность, сжатое пространство наших квартир. Апокалиптичность мировосприятия».
Василий Сигарев

Об авторе: Родился в 1977 году в Верхней Салде. Окончил курс Коляды в 2003 году. Режиссёр театра и кино, сценарист, продюсер, оператор, монтажёр. Лауреат множества литературных, театральных и кинопремий. Автор 18 пьес и инсценировок.
Важные тексты: «Пластилин», «Черное молоко», «Божьи коровки возвращаются на землю»

Взлёт карьеры начался с первых пьес: свирепых провинциальных мелодрам. Павел Руднев отмечает, что тексты Сигарева «во многом дополнили недостаток жёстких, критичных, но склонных к мелодраматизму пьес о молодёжи 1990-х и 2000-х». Сравнивая метод Сигарева с методом Коляды, критик подчёркивает, что ученик следует «эстетике своего учителя, его композиционному мышлению и развёрнутой ремарке», но более суров и «более открыт и просторечен в жизнеутверждающих финалах», «близок к жёсткому артхаусному кино, концентрирующему смыслы в точных, «иероглифических», словно заархивированных в словах образах (фантомная боль, черное молоко и т.п.)». «Мышление Коляды более поэтично, лирично, — пишет Руднев в монографии «Драма памяти». — Мышление Сигарева — материальнее, жёстче, безжалостнее. Если герои Коляды все без исключения живы – хотя бы благодаря языку (многие только языком и живы), то полуживому герою Сигарева приходится выживать в среде уже однозначно мёртвых людей, мёртвых без воскресения».
«Меня вообще театр не засосал в свои сети. Мои пьесы выглядят не как привычные театральные пьесы, а как готовые киносценарии. Не такой уж я и театрал. Однако театральный мир не захотел меня отпускать, и «Пластилин», задуманный как сценарий, постепенно превратился в театральную постановку…».
Ярослава Пулинович

Об авторе: Родилась в 1987 году в Омске. Курс Коляды окончила в 2009 году. Лауреат множества литературных, театральных и кинопремий. Автор 18 пьес и инсценировок.
Важные тексты: «Наташина мечта», «Земля Эльзы», «Жанна», «Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или жаркое ковидное лето»
Как и Василий Сигарев, признание получила с первых же текстов. «Наташина мечта» (2008, Топ-10 лучших русских пьес начала XXI века, по версии «Moscow Times»), «Жанна» (2013) и «Земля Эльзы» (2015) поставлены едва ли не в каждом городе России.

Пулинович, по мнению Павла Руднева, «свойственно лёгкое женское дыхание в драматургии» без обычного уральской мрачности, пессимизма и натурализма, которые стали «одними из атрибутов свердловской драматургической школы». Она «заслужила право называться лучшим инсценировщиком российской сцены сегодня», кроме того, у неё есть удивительное свойство «она умеет нарисовать портрет человека на фоне эпохи, и гражданские проблемы становятся персональными неврозами героев её пьес».
«В 1990-е годы в пьесах было много маргинализированных героев, потому что авторы описывали то, что видели. Последние лет пять я таких мрачных пьес не встречала, потому что жизнь изменилась, а вслед за ней и драматургия. И потом я не совсем понимаю, что такое «светлуха», поскольку автор отражает свое восприятие окружающей действительности. Театр – всегда про сегодняшний день, про то, что происходит с нами сейчас».
Ирина Васьковская

Об авторе: Родилась в 1981 году в поселке Махнёво (Свердловская область). Сценарист, режиссер. Окончила курс Коляды в 2015 году. Лауреат множества театральных и премий. Автор более 30 пьес и инсценировок.
Важные тексты: «Русская смерть», «Уроки сердца», «Галатея Собакина», «Бог ездит на велосипеде» (соавт. с Дарьей Уткиной)
Павел Руднев отмечает, что Васьковская работает в фарватере того поискового эксперимента, когда «драматургия пытается, оставаясь в русле документального, физиологического очерка, обрести дорогу к выводу, всеобъемлющей метафоре».
«Ирина Васьковская, — пишет он, — автор пьес прежде всего о женщинах. И тут, в пароксизмах бессознательного, «вьется» кривой линией кардиограммы сознание женщины, вынужденной терпеть эту схватку между телом и сознанием, между статусами блудницы и жены-мироносицы. Каждый день — в агонии, в экстазе… У Васьковской постоянно встречается такой образ: героини идут в театр или цирк, и он их разочаровывает; там показывают нечто старомодное, несмешное и нелепое («старик в пудре»). Но одинокие женщины медитативно вглядываются в реальность, словно в телевизор, и все равно чего-то ждут».

Васьковскую иногда называют самым не уральским драматургом, так как в последнее время она постоянно экспериментирует с драматической формой, инсталлируя в неё то «поток сознания», то поэтическое начало, то приёмы сontemporary art. «Я уверена, — признаётся она в одном интервью, — что никакой уральской школы драматургии нет. Просто лет 15-20 назад придумали определение для критических статей и статей о театре. А какие черты? Я вот их не нахожу».
Мы продолжим разговор об Уральской школе драматургии. Если у вас есть свое мнение об этом феномене – поделитесь в наших социальных сетях.