Новая постановка Свердловского театра драмы поднимает тему важности внимания к близким людям.
Спектакль «Август. Графство Осейдж» поставлен по одной из самых известных пьес Трейси Леттса – автор получил за нее Пулитцеровскую премию, пьеса была поставлена на ведущих сценах мира, а многим знакома по фильму с участием Мэрил Стрип.
В декорациях американской мечты разворачивается семейная драма поколений. На похороны отца съезжаются повзрослевшие дочери – с детьми, мужьями, женихами. Но вместо светлых воспоминаний о жизни под одной крышей, каждая из женщин выпускает на волю трагедию недолюбленной в детстве девочки. Измены, предательства, обиды, придирки и упреки: героям спектакля нужно многое сказать и простить друг другу.
«Этот спектакль про то, что нужно любить близких и родных и разговаривать друг с другом. Не замалчивать. Жизнь идет: в ней есть свои горести, страдания, переживания, боль. Но нужно проживать это и выходить на новый уровень общения, чтобы слушать друг друга, понимать, поддерживать. К сожалению, здесь это не всегда случается, и спектакль именно об этом: заставить зрителя не утаивать обид, а проговорить их вслух. Это ведь очень сложно и больно, это приводит к трагедиям, которые происходят в этом доме», – рассуждает исполнительница роли Барбары Алена Малкова.
Режиссер Алексей Логачев старался вложить в спектакль светлые смыслы. Тяжелая по содержанию и духу пьеса в его постановке становится посылом к сближению людей друг с другом.
«Когда мы работали, отталкивались от артистов, от поэзии Эллиота, и пришли к тому, что семья – это самые близкие нам люди. Хочется, чтобы зрители после спектакля вышли и позвонили своим близким. Может быть, это слишком наивно или оптимистично – пусть. Я идеалист, которому хочется хотя бы в театре этого желать», – говорит режиссер Алексей Логачев.
Все пространство сцены – огромный стерильно белый дом, в котором в геометрическом порядке расставлена мебель и бесконечные вентиляторы. К решеткам радиаторов привязаны белые же шелковые ленты, раздуваемые лопастями. В этом доме не всегда дует свежий ветер. В зависимости от настроения мизансцен вентиляторы запускаются, словно протягивая дом свежим ветром, когда в нем появляется служанка – индейская девушка, и выключаются в моменты горестных откровений и высказанных вслух обидных слов. При работе над сценографией постановщики опирались на стилистические особенности архитектуры штата Оклахома, где разворачиваются события, и жару, на которую в оригинальном тексте постоянно жалуются герои пьесы.
В отличие от первоисточника у спектакля режиссерский финал: по лестнице из глубины сцены спускается в траурный семейный круг, покончивший с собой в начале истории отец семейства. Среди одетых в траур женщин он все в том же, что и в начале, светлом летнем костюме. Под аккомпанемент гитары он поет умирающей от рака жене песню Эрика Клэптона «Слезы в небесах». И уводит ее, счастливую впервые за много лет, с собой.
«Финал Алексей Логачев придумал более светлый. У автора главная героиня, больная и одинокая, брошенная всеми близкими людьми, осталась со служанкой – чужим человеком, который ее, как больного ребенка, остается нянчить. И это так безысходно. У нас есть какое-то очищение, хотя мы намекаем, что она умирает, но все-таки, после смерти, герои нашли друг друга и какое-то успокоение. В этом есть что-то философское: даже если люди не верят в конкретную религию, они надеются, что будут жить в памяти близких, семьи», – говорит исполнительница роли Вайолет Ирина Ермолова.
Несмотря на сложную драматическую составляющую, зритель не выйдет из зала в полном смятении. Ведь спектакль задуман авторами как повод задуматься над своей жизнью и найти лишний повод признаться в любви своим близким.
Ближайшие показы спектакля «Август. Графство Осейдж» 24 января, 8 и 22 февраля. (18+) Действует Пушкинская карта.
Также Культура Урала рассказывала о премьере в Нижнетагильском драматическом театре спектакля «Три мушкетера».