С 23 по 30 ноября в шести концертах Международного музыкального фестиваля Be@thoven на сцене Свердловской филармонии прозвучали ключевые произведения Людвига ван Бетховена: от камерной ансамблевой и фортепианной музыки до крупных симфонических полотен.
Участие в фестивале приняли исполнители авторских версий сочинений Бетховена из Германии и Австрии, Уральский филармонический оркестр и известные российские музыканты. Завершающим аккордом стал концерт, воплотивший в жизнь революционные идеи единства, равенства и братства. С призывом «Обнимитесь, миллионы» к публике обратились музыканты восьми стран. Благодаря прямым трансляциям к фестивалю приобщились более 120 тысяч онлайн-зрителей.
«В 2020 году такого фестиваля больше нет нигде! – заявила в эфире Первого канала со-организатор Be@thoven, директор продюсерского агентства «RCCR Projects GmbH Berlin» Татьяна Рексрот. – В этот сложный момент бетховенская музыка стала тем фактором, который помог найти силы, энергию, добиться того, чтобы в Екатеринбурге собрались лучшие исполнители музыки Бетховена.
На время фестиваля артистам был передан исторически выверенный нотный материал издательства «Baerenreiter», вобравший многолетние изыскания ведущих исследователей творчества Бетховена и признанный эталонным. Также известный австрийский скрипач и дирижёр Томас Цетмайр предоставил оркестру партии с подлинными «бетховенскими» штрихами, являющимися результатом его многолетней работы с произведениями великого композитора. Под его руководством прошли два фестивальных концерта и состоялась Международная оркестровая академия, за время которой молодые музыканты из Германии, Австрии, Италии, Беларуси, Южной Кореи, Японии, Израиля, Франции и России провели вместе около 30 репетиционных часов и вышли на сцену в последний фестивальный день в составе объединённого оркестра.
«Мы счастливы, что можем показать музыкантам, как на самом деле писал и что подразумевал Бетховен, – подчеркнул педагог Академии профессор Кристиан Дальман. – Современные инструменты могут вновь воплотить идею композитора и дать тот, прежний звук. Надо только отказаться от устоявшихся изменений, которые были внесены временем, от традиций, как мы привыкли это слышать».
Организаторы постарались объединить высокий академизм фестиваля с современными демократическими приемами популяризации классики. Необходимо было внедриться в городскую среду, сообщить миллионному городу, что идёт крупное культурное событие. По Екатеринбургу был пущен «бетховенский» трамвай, в котором с помощью сканирования QR-кода можно было послушать самые известные сочинения композитора и узнать, что о нём говорят музыканты и деятели культуры. В центре Екатеринбурга появилась инсталляция в виде литеры «В» с изображением Бетховена и символикой фестиваля. Благодаря внедрению программно-технического комплекса компании Sennheiser к фестивальной публике смогли присоединиться люди с нарушением слуха. Помимо концертов можно было посмотреть три филармонические выставки, посвящённые Бетховену. Одна из них, «Бетховен в подлиннике», была предоставлена Домом-музеем композитора в Бонне.
Весь 2020 год в Свердловской филармонии готовились к Be@thoven и отмечали юбилей гениального немецкого композитора. Несмотря на вынужденные ограничения, в 37 концертах сезона всё же прозвучала бетховенская музыка, а сам сезон проходил под девизом «Музыка стучится в дверь!». По словам Александра Колотурского, «этого фестиваля просто не могло не быть!».
Проект осуществлён при поддержке Губернатора Свердловской области в рамках Года Германии в России.