Тагильские подносы. Особая форма промышленного искусства

В 2021 году исполняется 275 лет уральской лаковой росписи по металлу. Тагильские подносы – яркие, нарядные, узнаваемые – можно встретить в любой точке земного шара, они хранятся во многих музеях России. Каждый, кто побывал в Нижнем Тагиле, увозит с собой подносы, на которых сияют нежные розаны, пылают алые гроздья рябины или мерцает затейливый золотный трафаретный орнамент. Да и сами тагильчане не прочь обновить домашнюю коллекцию новым подносом.

В городе есть место, где хранятся тайны этого ремесла – Дом Худояровых, или Музей истории подносного промысла. Он входит в состав Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и рассказывает о зарождении и развитии уральской лаковой росписи по металлу с середины XVIII века до сегодняшнего дня. Раньше этот дом принадлежал династии тагильских художников Худояровых, а теперь здание стало памятником федерального значения.

Предыстория

Нижний Тагил – родина русского железного подноса и признанный центр лаковой росписи по металлу. Этому способствовали три фактора:

  • На Нижнетагильском железоделательном заводе производилось железо высокого качества марки «Старый соболь».
  • В Нижнем Тагиле жили и работали высококвалифицированные мастера по обработке металла.
  • Здесь были сильны старообрядческие иконописные традиции, которые повлияли на зарождение росписи по металлу.

Впервые железные лакированные изделия демидовских заводов упоминаются в реестре имущества Онежского второклассного монастыря в 1746 году, от этой даты и считают возраст промысла, который в 2021 году отмечает свое 275-летие.

Железное основание

Прежде чем расписать поднос, нужно было изготовить форму. В XVIII–XIX веках это было делом непростым и трудоемким. Сначала использовали метод холодной клепки. Для клепаных форм все составные части готовились отдельно: дно подноса, бортики, которые украшали просечным рисунком и т.д. Все детали подноса соединялись так виртуозно, что места соединения были практически не видны!

Во второй половине XIX века появились кованые подносы. Это было связано с внедрением в производство в 1775 году листокатального стана – нововведения тагильского механика Е.Г. Кузнецова (1725–1804). Такой поднос был цельным: по специальному шаблону делали выкройку, затем отковывали форму молотком на короткой ручке. Для облегчения работы брали сразу по 5-6 заготовок, соединяли их в одну пачку и первый раз отковывали на специальных приспособлениях. Затем для придания оригинальной формы каждый лист отковывали отдельно с помощью инструментов: пробойников, молотков и наковаленок. Готовую форму воронили и грунтовали – и только после всего этого приступали к росписи.

Тагильские цветы

Уже в конце XVIII века у тагильских мастеров наметились основные направления росписи. Особенно заметной стала цветочная роспись с цветочными композициями на красном, зеленом, синем или черном фоне. В центр часто помещали «розан» – фантазийный цветок, прототипом которого стал местный шиповник. 

В первой половине XIX века популярной стала сюжетная роспись. Темы для нее брались с печатных гравюр, которыми заводовладелец Никита Демидов снабжал школу живописи в Нижнетагильске, работавшую с 1806 по 1820 год. При этом перед художником стоял целый ряд задач: списать изображение в плоскость, заданную формой подноса, найти соответствующие пропорции, по-своему решить цветовую гамму, поскольку гравюры были черно-белые. Кроме этого, роспись дополнялась богатым золотным орнаментом, придававшим изделию особую нарядность.

Примером сюжетной росписи можно назвать поднос-картину Дубасниковых «Отъезд детей Типу Султана из Зенаны».

По трафаретному золотному орнаменту всегда можно узнать тагильские подносы. Сначала, в 1830-е годы, он служил декором, обрамлявшим основную роспись. А со временем он стал основным, а порой и единственным средством художественного оформления подноса.

       

Тагильский хрустальный лак

Расписанный поднос покрывали лаком. На всю Россию был известен знаменитый «хрустальный лак». Его изобретение приписывается Андрею Степановичу Худоярову (1722-1804), основателю знаменитой династии тагильских художников, внесших свой большой вклад в развитие художественной культуры города.

Худояровский лак получил название хрустального за свою необычную прозрачность и прочность. Секрет его изготовления хранился в семье и был утрачен в конце XIX века.

Взлеты и падения

В XIX веке промысел переживал подъем. В Нижнем Тагиле работали многочисленные мастерские по производству расписных подносов, сундуков и других изделий, которые пользовались большой популярностью на Ирбитской, Нижегородской ярмарках.

Все изменилось в первой половине XX  века, когда из-за военных и социально-экономических потрясений традиция росписи и, как следствие, навыки были почти утрачены. Работали отдельные артели, например, «Пролетарий» и «Красная заря», но они выпускали ведра и рукомойники с примитивной росписью.

В 1956 году на базе артели «Металлист» был организован завод эмалированной посуды, при котором выделился отдельный цех по изготовлению росписи и лакировки подносов. После этого наметилось возрождение традиционного ремесла. Большую роль в этом сыграли ученые Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), особенно  кандидат искусствоведения В.А. Барадулин (1936-2006).Тагильский краевед И.А. Орлов (1901-1991) собирал образцы росписи у старых мастериц. Художники НИИХП, на основе сохранившихся росписей подносов и рисунков, начали восстанавливать приемы уральского письма и разрабатывать свои образцы для обучения местных художников. В августе 1968 г. вышло постановление Совета министров СССР № 628 «О народных художественных промыслах», которое стало законодательной основой для возрождения промысла.

Чтобы соединить прошлое и будущее, науку и практику, требовалось одно звено – мастер, владеющий старым двуцветным мазком и способный передать свое мастерство ученикам. Таким мастером стала Агриппина Васильевна Афанасьева (1913-2004). Именно она помогла спасти от исчезновения тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление. Еще будучи подростком, Афанасьева училась у художницы по росписи подносов - Устиньи Астемяшиной-Барболиной, а затем работала в артелях. В 1963 – 1988 гг. Агриппина Васильевна трудилась на заводе «Эмальпосуда», где благодаря ее искусству, выросло целое поколение талантливых художников.

В 1970-80-е годы роспись по металлу переживала новый бурный подъем: в экспериментальном цехе разрабатывались новые методы, сюжеты и орнаменты.

Творчество Агриппины Афанасьевой стало основой для возрождения и развития подносного промысла. В середине 1970-х гг. на заводе «Эмальпосуда» была создана экспериментальная группа художников, которые должны были разработать новые мотивы росписи, найти новые решения композиционного строя, цветовой гаммы. Из одного такого эксперимента выросло целое направление – мотив рябинки в росписи.

Редкий случай в промысле – имя автора знаменитой рябинки известно: Тамара Владимировна Юдина искусно написала на своих подносах уральскую рябинку и заложила новую для Нижнего Тагила традицию.

Новое время – новые подносы

В 1990-е завод «Эмальпосуда» закрылся, мастера остались без производственной и методической поддержки. Но несмотря на это, многие продолжают творить и развиваться в профессии по сей день.

Сохранение промысла – актуальнейший на сегодняшний день вопрос, для решения которого должны объединиться силы художественной, научной, музейной общественности, представителей профессионального образования и местной власти. Для этого в Нижнем Тагиле действует муниципальная целевая программа по поддержке народных художественных промыслов и ремесел, а в 2013 году принят Закон «О народных художественных промыслах в Свердловской области», в котором предусмотрены меры экономической и юридической поддержки мастеров.

С 2004 года один раз в два года в Нижнем Тагиле проходит научно-практическая конференция «Худояровские чтения», на которой обсуждаются актуальные проблемы, связанные с изучением и возрождением традиционных художественных промыслов России в целом и Урала в частности.

Со всем богатством коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и тагильскими мастерами вы можете познакомиться в виртуальном каталоге.

Текст: Ольга Халяева / Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл