
История Театра оперы и балета на улице Ленина тесно связана с площадью Парижской коммуны, которая до революции носила название Дровяной, а ранее – Щепной. Именно здесь располагался цирк-шапито, ставший предтечей будущего Цирка у Гринвича на улице 8 Марта: об этом мы писали во втором выпуске Архликбеза.
Вместе с экспертом Надеждой Бурлаковой-Елизаровой, гидом по архитектуре Екатеринбурга и автором просветительского проекта «АРХликбез», разобрали мифы и факты о Театре оперы и балета в Екатеринбурге, узнали о людях, причастных к строительству того красивейшего здания и появлению в городе оперы, и сфотографировали его со всех сторон. Для наглядности использовали макеты выставочного проекта «Урал на ладони» – это позволило рассмотреть здание со всех сторон.
Миф 1. Опера в Екатеринбурге родилась в любительском кружке, а сам оперный театр построили вместо Цирка
К началу XX века Екатеринбург уже славился своей любовью к опере и театру. Театральная история началась в 1843 году с антрепризы Петра Соколова, арендовавшего помещение бывшего госпиталя – нынешнего музея на Плотинке. Выступления оказались настолько успешны, что для труппы уже к 1847 году построили стационарное здание – первый городской театр, который мы сегодня знаем как кинотеатр «Колизей».
Параллельно с расцветом театральной деятельности к концу 1870-х годов в Екатеринбурге сформировался музыкальный кружок, ставивший, как ни странно, сложные оперные спектакли. В 1874 году при участии знаменитой певицы Дарьи Леоновой, попавшей в Екатеринбург в рамках мирового турне, был поставлен «Трубадур» Верди. Члены кружка, включая выпускника Петербургской консерватории Петра Давыдова, не только организовывали выступления гастролеров, но и сами выступали на сцене, на свои деньги шили костюмы и изготавливали декорации.
Любители оперы выступали в доме Маклецкого, арендовали для показов «Колизей», а в 1900 году открылся Верх-Исетский народный дом, в котором проводились концерты, хоровые и инструментальные выступления, литературные чтения и ставились оперные постановки.
Стало понятно, что городу нужен настоящий оперный театр! Горожане идею строительства активно поддержали. По решению городской Думы 10% от стоимости всех билетов на развлекательные городские мероприятия направлялись в специальный фонд, и в начале XX века был организован конкурс на строительство нового здания. В документах Думы сохранились записи обсуждений места размещения театра, например, Исторический сквер, однако выбор пал на Дровяную площадь, где недавно сгорел цирк-шапито.
Получается, миф верен наполовину: екатеринбургская опера действительно началась с любительского кружка, но построен театр не вместо цирка, а на его месте.

Миф 2. Оперный театр построил Константин Бабыкин
История с проектированием и строительством Театра оперы и балета довольно запутанная. Первый проект предложил Юлий Осипович Дютель, но Городская Дума обратилась в Московское общество архитекторов, где были подготовлены условия и объявлен архитектурный конкурс на разработку проекта театра в Екатеринбурге. О конкурсе писали ведущие издания того времени: журнал «Зодчий», газета «Новое время», «Русские ведомости». Отправлялись индивидуальные приглашения архитекторам и учебным заведениям: в Академию художеств, Петербургский институт гражданских инженеров, Строгановское училище живописи, ваяния и зодчества, Киевское отделение Императорского технического общества.
В Городскую Думу Екатеринбурга поступило 20 проектов, которые были выставлены на обозрение горожан. В итоге отобрали 4 проекта: «Светлана», «Успех», «Кольцо» и «Х в круге». После детального изучения комиссия приняла необычное решение: первую премию никому не присуждать, а вторую разделить между проектами «Светлана» и «Х в круге».
Для реализации выбрали «Светлану» – проект, созданный инженером из Пятигорска Владимиром Семеновым. Он получил заслуженное вознаграждение в полторы тысячи рублей как победитель конкурса, но комиссия решила дополнить его работу элементами из других проектов.
История Владимира Семенова – это удивительная судьба архитектора, который ничего не построил на Урале, но чье имя навсегда связано с Екатеринбургом. Когда проект «Светлана» одержал победу в конкурсе на строительство театра, Семенов уже был выпускником Института гражданских инженеров. В 1908 году из-за радикальных политических взглядов его супруги семье пришлось эмигрировать в Лондон. Они вернулись в Россию в 1912-м?, но к этому времени строительство екатеринбургского театра уже находилось в руках других специалистов.
Екатеринбург Владимир Семенов посетил единственный раз – для изучения площадки, оценки необходимости дренажа и укрепления фундаментов, после чего в город больше никогда не приезжал, а главным архитектором и руководителем строительства был назначен Константин Бабыкин.
Была собрана огромная команда специалистов: конструкцией здания и инженерными решениями занимался специалист по фамилии Реммельт. Внешний декор курировал Роберт Вейнберг, а Иван Янковский, проектировщик домов докторов Сяно и Ануфриева, занимался интерьерами.
А Константин Бабыкин не только построил Театр оперы и балета, но и еще больше украсил и так дополненную элементами других проектов «Светлану» Владимира Семенова. Например, три музы на фасаде театра — Талия с нотной книгой, Мельпомена с горящим факелом и Терпсихора с лирой — его творчество.

Миф 3. При строительстве театра случился потоп, поэтому здание прозвали в народе «Белым лебедем»
Потоп действительно был: в 1911 году при закладке фундамента нового театра строители столкнулись с серьёзной проблемой – мощным потоком грунтовых вод, который затопил несколько домов на улице Водочной (Мамина-Сибиряка). Инцидент вызвал настоящий переполох: горожане жаловались в городскую управу, а газеты пестрели тревожными заголовками. К счастью, инженерам удалось справиться с водной стихией, и строительство продолжилось.
А к 1912 году на площади, окруженной преимущественно деревянной малоэтажной застройкой, величественно возвысилось новое здание театра. Горожане были в таком восторге от белоснежного строения, что дали ему два народных названия – «Светлана» (в память о первоначальном проекте) и «Белый лебедь».
Одна из актрис первой труппы театра с восторгом вспоминала: «Новый театр нас глубоко порадовал. Серебристо-серый, он гордо высился на большой площади, и скромные одноэтажные деревянные особнячки робко отступали перед ним». И действительно, здание стало настоящей доминантой городского пейзажа, поразив воображение екатеринбуржцев и став настоящим украшением города.
Так что театр в народе действительно называли «Белым лебедем», но не за воды, разлитые на улицах при его строительстве, а за красивейший жемчужно-серый цвет стен, возвышающихся посреди деревянной малоэтажной застройки.

Миф 4. Все оперные постановки исполнялись на итальянском языке
Грандиозное открытие театра состоялось 29 сентября 1912 года по старому стилю (12 октября по новому). Первым директором театра на протяжении двух сезонов был Пётр Давыдов – личность поистине уникальная. Он совмещал в себе талант оперного певца, предпринимателя (владел кирпичным заводом) и умелого руководителя. Именно Давыдов занимался формированием первой труппы и созданием театрального антуража. Примечательно, что первый сезон обошёлся театру в 6300 рублей, уложившись в смету.
Первым главным дирижёром стал итальянец Сильвио Барбини. Публика тепло приняла маэстро, и ему предложили продолжить работу, однако судьба распорядилась иначе – дирижёр скончался после первого сезона. Среди любопытных фактов стоит отметить, что в нашем театре начинал свой путь будущий знаменитый режиссёр советских музыкальных комедий Григорий Александров. В девятилетнем возрасте он пришёл в театр работать рассыльным.
За первый сезон труппа представила больше 50 постановок – впечатляющий результат по тем временам! Интересно, что подход к сценическому оформлению был более практичным: один задник мог служить несколько сезонов, его лишь подкрашивали и дополняли декоративными элементами под разные постановки. Такой подход разительно отличался от современных традиций индивидуального оформления каждой премьеры.
Первой постановкой стала опера Михаила Глинки «Жизнь за царя», билеты на нее были распроданы ещё до открытия театра. Именно с этой оперы начинался в 1860 году легендарный Мариинский театр в Петербурге, так что стало своеобразной традицией открывать новые театральные сезоны именно с этого произведения.
В те годы большинство опер исполнялось на итальянском, но были и французские оперетты, и произведения русских композиторов.

Миф 5. В театре есть свой призрак
Родившееся в переломную эпоху, здание театра стало очевидцем важнейших исторических событий. В апреле 1917 года здесь выступал Яков Свердлов, а 8 ноября (26 октября по старому стилю) в стенах театра объявили об установлении советской власти в городе — событие привлекло небывалое количество людей.
Строительство театра финансировалось из разных источников. С 1892 года в городскую казну поступали 10% от продажи билетов на развлекательные мероприятия. К началу строительства казна выделила 300 тысяч рублей — четверть годового городского бюджета. Несмотря на критику (в городе не было водопровода и канализации), театр был построен. Через два года после открытия он перешёл на самоокупаемость благодаря активной поддержке меценатов и большой любви екатеринбуржцев к опере.
За военные годы в театре было поставлено более 400 спектаклей. Театр собрал для фонда обороны полтора миллиона рублей и на собственные средства приобрёл три танка для фронта. В эвакуации здесь работала юная Майя Плесецкая, для которой наш театр стал местом первого выступления с «Умирающим лебедем». Позже этот номер всегда завершал её екатеринбургские концерты.
В театре действительно живёт своя легенда — призрак Белой дамы. Это душа Марии Ефимовны Железновой, страстной театралки, которая скончалась в 1914 году. По легенде, во время спектакля «Ромео и Джульетта» она осознала, что забыла дома свои любимые духи, и это стало причиной её внезапной кончины. По второй версии, умерла Мария Ефимовна у себя дома – в здании, которое мы знаем как Дом купца Железнова, построенный архитектором Александром Турчевичем — актёром и антрепренёром. А в театр душа Белой дамы наведывается по старой памяти и из большой любви к искусству. А верить в этот миф или нет – остается на усмотрение читателя.

Миф 6. Здание театра построено в стиле модерн
Само здание поражает своей величественностью. Исторические фотографии показывают, что в определённый период театр был окрашен в зелёный цвет, однако сегодня он предстаёт в своём оригинальном сером цвете, что подтверждается как архивными свидетельствами, так и результатами реставрационных работ. Серый оттенок здания гармонично сочетается как с осенним, так и с летним небом Екатеринбурга.
Архитектура театра вызывает неоднозначные оценки специалистов. Некоторые исследователи относят здание к модерну, что подтверждается работами архитектора Семёнова в других городах, например, в Пятигорске при строительстве гостиницы «Бристоль». Однако екатеринбургский вариант представляет собой особую интерпретацию этого стиля.
В архитектуре театра прослеживается так называемый «обароченный модерн» – стиль, характеризующийся обилием скульптуры и лепнины, что роднит его с чертами барокко. Более точной характеристикой можно считать эклектику – синтез различных архитектурных направлений.
Здание сочетает в себе элементы неоклассицизма, проявляющиеся в строгой симметрии и следовании театральным канонам, а также черты необарокко, выраженные в скульптурных украшениях и декоративной лепнине фасадов. Таким образом, несмотря на принадлежность к эпохе модерна, архитектурный облик театра представляет собой эклектичное сочетание неоклассических и необарочных элементов.
Выражаем благодарность за предоставленные макеты зданий проекту «Урал на ладони» и его руководителю Наталье Заиченко.