
Впервые в пространстве Исторического сквера прозвучала полноценная опера, став вызовом для творческой и технической команды театра.
Среди праздничных событий к 300-летию Екатеринбурга для оперы было отведено два дня. В первый солисты и хор Урал Оперы исполнили популярные произведения русской и зарубежной классики, во второй в формате читки прозвучала опера Андрея Петрова «Петр Первый». Опера была поставлена к открытию сезона 2022/2023 и до сих пор ее можно было услышать только в зале. Нестандартная для оперной музыки площадка Исторического сквера стала вызовом и для артистов, и для технических служб. На открытом пространстве под аккомпанемент воды без микрофонов любое исполнение теряется, поэтому здесь пришлось подзвучить всех участников – оркестр, солистов, хор.
«Звук на Плотинке пришлось сделать эстрадным, потому что такого рода мероприятия требуют совершенно иного подхода, и никакого сравнения со звучанием в зале быть не может. Звук был искусственно усилен, чтобы основной массе зрителей было все понятно. Основная сложность, на мой взгляд, была в том, что зрителей от нас отделяла река. Они были очень далеко от сцены. Но в целом, по-моему, было очень прилично. Солисты все большие молодцы и отработали на «ура», – считает помощник режиссера в театре «Урал Опера Балет», композитор Антон Леонтьев.
Дирижер театра Максим Козлов выделил важность контроля звука, чтобы исполнители не выделялись из общего строя. И если в зале эту задачу решает дирижер, то на открытой площадке она легла на плечи звукорежиссерской команды.
«Мы в театре привыкли к тому, что нередко голоса солистов приходится как бы «доставать», пригасив динамику звучания оркестра. Это задача дирижера и делает он это вживую. А на открытой площадке, когда певцы и музыканты подзвучиваются микрофонами, приходится делать наоборот. Голоса солистов, поющих в микрофон, нужно убавлять по уровню, а оркестр, напротив, добавлять. Надо понимать, что у всех солистов разные голоса, и задать всем единый уровень практически невозможно. Поэтому приходилось находить компромисс между тем, чтобы голос звучал по балансу с оркестром адекватно, но при этом не терялась дикция. А это тоже отдельная история, потому что академические певцы по природе своей не приучены работать с микрофоном, им это не нужно. Но здесь им пришлось научиться этому за одну репетицию. Знать, где нужно приблизить микрофон к себе, где отдалить, как артикулировать текст», – рассказывает дирижер театра «Урал Опера Балет» Максим Козлов.

Часть успеха подобного проекта – отличное знание звукорежиссерской командой партитуры и мизансцен оперы.
«Мы работали в тандеме с Шамилем Гайнетдиновым из студии «Октопус», где я был в роли штурмана, а Шамиль – основной пилот, и я предупреждал его заранее, где кто вступает, где что говорит, где речитатив, где сольное место, где вступление хора. Конечно, не без сложностей, потому что, в принципе площадка не предназначена для академического звучания. Это не филармонический зал, не зал привычной нам оперы. Тут совсем иная акустика, проще сказать, ее нет совсем, потому что это открытый воздух — это как привести оркестр в открытое поле и попробовать как-то это все собрать. Все усложнялось еще тем, что у нас сцена на одном берегу реки, а зритель на другом, и расстояние это приличное. То есть надо звук «добрасывать» до слушателей, чтобы он был с наименьшими потерями. И это всегда компромисс. Мы всегда должны чем-то пожертвовать – транслируемость, читаемость, чтобы были понятны слова, читались тембры, передать голоса в максимальном качестве и достоверности», – рассказывает инженер по звуку театра «Урал Опера Балет» Артур Поджарский.
И техническая команда, и артисты, и зрители оценили необычность проекта – не смотря на все сложности.
«У меня уже был опыт участия в подобных проектах. Например, я выступал вместе с артистами Римской оперы в Термах Каракаллы. Но это всегда необычно. Привыкнуть к такому невозможно. Потому что успех в этом случае зависит не только от нас, певцов, но и от техники и звукорежиссеров. А так, конечно же, наша подача, посыл ничем не отличаются от выступлений на театральной сцене. Музыка та же, зрители, тоже, екатеринбургские, свои», – поделился исполнитель роли Петра Первого Михаил Коробейников.
Не смотря на сложности, театр «Урал Опера Балет» продолжит открывать новые площадки. Уже на следующей неделе артисты балета выйдут на сцену Летнего театра Парка Маяковского. Для Урал Балета это будет второй опыт показа спектаклей на открытом воздухе – первый состоялся год назад на Главной сцене Парка Маяковского.