Театральный этикет в 21 веке: как сходить в театр и не пожалеть

В наши дни, конечно, никто не ждет от зрителей кринолинов и смокингов. Но что тогда надеть? И правда ли, что нельзя входить в зал после третьего звонка? А как быть с напитками из буфета, если весь антракт простоял в очереди? И, самое главное, можно ли убегать в гардероб под финальные аплодисменты? Ко Дню театра отвечаем на самые неудобные вопросы про современный театральный этикет.

Театральный дресс-код и правила поведения менялись вместе с самим театром. В XIX веке от зрителей ждали платьев с шлейфами, драгоценностей и вееров или фраков с галстуками, дамы не приходили одни, а аплодировать можно было только мужчинам. За полтора века демократизировался и сам театр, и театральные манеры. С одной стороны, стало проще: вы можете пойти в любой театр независимо от профессии, социального статуса и наличия бриллиантов, – лишь бы билет был. С другой, театр – это по-прежнему особенное место, и визит туда – событие.

Выходит, правил стало меньше, но от этого не легче. Попробуем составить руководство по современным хорошим манерам вместе, чтобы предвкушение не превратилось в тревожное ожидание.

Что надеть?

Стилист Ульяна Мейснер считает, что главное в театральном гардеробе – уместность: 

«Чаще всего люди допускают две ошибки: либо одеваются в театр слишком небрежно (например, в одежду спортивного стиля), либо слишком вычурно – платье в пол, пайетки, яркий макияж».

Это подтверждают и сотрудники театра. Например, Семён Чирков (руководитель отдела по связям с общественностью театра «Урал Опера Балет») утверждает, что, хотя в классическом театре уже нет жесткого дресс-кода, «зрителя в шортах и кедах не прогонят, он на равных по своему билету пройдет в зал, но будет смотреться диковато».

В «Коляда-Театре», по словам заместителя директора Эки Вашакидзе, тоже нет определенного дресс-кода: некоторые зрители наряжаются, потому что это для них особенное мероприятие, а другие – просто приходят после работы в повседневной одежде. «Это дело каждого человека, конечно, в рамках приличия», – подтверждает Эка.

Чтобы театральным гардероб был уместным, вот несколько советов от стилиста Ульяны Мейснер:

Женщины могут выбрать элегантный костюм или коктейльное (но не вечернее!) платье. Если визит в театр запланирован после работы и нет возможности переодеться, то можно добавить к повседневному деловому костюму вечерние акценты: например, надеть шелковую струящуюся блузку вместо хлопковой рубашки, взять клатч, добавить вечерние украшения – серьги или подвеску.

Допустим, чуть более яркий, чем обычно, макияж – дополнительный блеск или стрелки, но не более, чтобы не впадать в крайность.

Для мужчин подойдет дресс-код smart casual: клубный пиджак, брюки чинос, удобная обувь – ботинки или полуботинки (не туфли, но и не кроссовки!). Предпочтение лучше отдать рубашке, но допустимо надеть футболку поло неяркого оттенка – темно-синего, черного или бордового.

Гардероб

Верхнюю одежду нужно сдавать в гардероб – это общее требование приличия для всех российских культурных институций. Также в театре нужно снять головной убор, а при необходимости – переобуться. Сменная обувь не считается обязательной, однако зимой в теплом зале может быть комфортнее в более легких туфлях или ботинках.

Если вам необходимо привести себя в порядок (причесаться, подкраситься, почистить одежду), пройдите в дамскую или мужскую комнату.

И конечно, сдавать одежду в гардероб следует в порядке очереди. В больших театрах очередей может быть несколько, на это нужно обратить внимание. Там, где очередь, - там возможны разные социальные ситуации: помните, что хорошие манеры предполагают не поддаваться суете, не вступать в конфликты, а также здороваться с гардеробщиками и благодарить их за помощь.

Зрительный зал

Проходить на свое место вдоль ряда нужно лицом к зрителям, которые уже заняли свои места. Если вы пропускаете соседей, нужно встать, чтобы они могли пройти.

Если ваши места оказались заняты, пожалуйста, сохраняйте учтивость: покажите свои билеты и вежливо попросите освободить ваши места. Если на одно место выписано два билета, обратитесь к администратору: его обязанность – решить эту проблему.

Во время спектакля нельзя разговаривать вслух, подпевать или подсказывать актерам, комментировать действие.

Бинокль – только для изучения сцены, не стоит рассматривать в него других зрителей.

Опоздание

В театр, конечно, опаздывать нельзя, и после третьего звонка администраторы закрывают вход в зал. Но в жизни бывает разное, и всё равно зрители часто прибегают после начала действия.

Опоздавшие мешают и другим зрителям, и актерам. Поэтому общее правило – не пытаться зайти в зал самому, а обратиться к администратору. 

«Администратор хорошо знает спектакль и зал, он еще до входа объяснит, как пройти на свое место. На какой-нибудь очень громкой музыкальной сцене зритель заходит и тихонечко проходит на свое место, никому не мешая», – Эка Вашакидзе поясняет, что после переезда на Ленина «Коляда-Театр» был вынужден перенести начало спектаклей в будни на 19:00, потому что из-за пробок зрители часто опаздывали.

В больших театрах вам могут предложить места поближе к краю, потому что пробираться через весь зал не принято. В этом случае пересесть на свое место по билету можно будет в антракте.

Телефон

Поистине камень преткновения и боль всех современных театров. Мы ведь часто даже не замечаем, что проверяем телефон каждые пять минут.

Что делают зрители с телефоном во время спектакля (по данным неформального опроса сотрудников театра):

  • Забывают выключить звук или не знают, как это сделать;
  • Снимают фото и видео, иногда даже подняв телефон над головой (а экран при этом ярко светится в темноте);
  • Принимают входящие звонки, в том числе – обсуждают рабочие вопросы;
  • Подсвечивают экраном или фонариком программку;
  • Освещают путь, если по какой-то причине решили выйти или зайти;
  • Переписываются в мессенджерах или социальных сетях;
  • Показывают фото, видео или сообщение спутнику;
  • Играют в игры.

Список не полный, но реальный. Всё это – нельзя во время спектакля, потому что звук и светящиеся экраны мешают другим зрителям и актерам на сцене.

Лучшее, что вы можете для себя сделать в театре, – это просто отключить телефон и убрать его в сумку или карман до конца спектакля, полностью отдавшись происходящему на сцене.

Буфет

Буфет – это не только приятная традиция, но еще и необходимость: многие не успевают перекусить между работой и театром. Поскольку антракт маленький, а желающих много, очень важно не задерживаться: пока ждете своей очереди, выберите, что хотите заказать, и приготовьте деньги или карту.

Заходить с едой и напитками в зрительный зал нельзя, как и доставать принесенную с собой еду, чтобы не потревожить комфорт других зрителей. Также в буфете нужно следить за временем, чтобы успеть вернуться на свое место до третьего звонка.

Аплодисменты

Помните эти робкие одинокие аплодисменты, которые постепенно подхватывает весь зал? Как будто кто-то один уже знает, что пора хлопать, а вы еще немного сомневаетесь.

Аплодисменты точно нужны после каждого действия и в конце спектакля. А еще они будут уместны:

  • Как приветствие дирижеру, когда он обернулся к зрителям;
  • После трудных арий или великолепных сцен в опере или балете;
  • После особенно удачной шутки в оперетте.

Лучший совет по поводу аплодисментов дает Семён Чирков: «Если не уверены, стоит ли аплодировать, то во время спектакля лучше воздержаться. Зато потом, на поклонах, хлопать от души».

Финал спектакля

Это время показать всё, что вы почувствовали во время спектакля: 

«Не стесняйтесь выражать свой восторг, свою благодарность тем артистам, кто вам понравился в спектакле больше всего. Хлопайте в ладоши, кричите "Браво!", делитесь эмоциями, – рекомендует Семён. – Но заклинаю вас не срываться сразу после окончания спектакля в гардероб. Приходя в театр, позвольте себе неспешность, не портите праздник ни себе, ни другим лишней суетой».

Некоторые зрители часто так боятся опоздать в гардероб, что пробираются через весь зал под аплодисменты и поклоны. Вежливо по отношению к актерам будет остаться до конца аплодисментов и вместе со всеми выйти из зала. Кстати, очередь в гардероб только кажется такой уж большой: как правило, она проходит за 15-20 минут, которые можно провести за обсуждением увиденного.

Материал Тины Гарник для Культура-Урала.РФ. Фотографии Евгения Головкина. Благодарим за помощь в создании иллюстраций для материала Свердловский театр музыкальной комедии.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл