
Вспоминаем известные и почти забытые фильмы по произведениям уральского писателя.
Каменный цветок
Классика отечественной киносказки. Эпичный стиль Александра Птушко пришелся как нельзя кстати в изображении красот бесконечных подземелий Хозяйки медной горы, классовой борьбы, которой всегда полны сказы Бажова, и возвышенного мелодраматизма.
Тамара Макарова осталась эталонной Хозяйкой медной горы, хоть этот образ и пытались переосмыслить, так или иначе почти все «каменные девки» в российском кино копировали этот голос и эту стать.
Тайна зеленого бора
Первый фильм Свердловской киностудии по Бажову был снят не по сказам, чего следовало бы ожидать, а по автобиографической повести «Зеленая кобылка». По сюжету заводские дети встречают беглого, естественно, «политического» каторжанина, которому они по доброте душевной помогают и который открывает им глаза на классовую борьбу.
Режиссеру Олегу Николаевскому удалось в одном кадре совместить и стиль историй про босоногое детство с драками, голубятнями и ночными купаниями, и азарт и атмосферу «истернов», субжанра, который позже стал одним из отличительных для Свердловской киностудии.

Степанова памятка
Не задержавшийся в коллективной зрительской памяти фильм (в отличие от того же «Каменного цветка»), основанный на сказах «Медной горы хозяйка» и «Малахитовая шкатулка», от режиссера легендарного «Вия» – Константина Ершова. Он и выступивший сосценаристом Глеб Панфилов весьма вольно трактовали образ Хозяйки: вместо статной владычицы подземелий, какой ее сыграла Тамара Макарова у Птушко, они показали «женщину несчастную» да одинокую, которую по-простому иногда можно ухватить пониже спины и у которой однозначно романтические отношения со Степаном.
Степанову дочь Танюшку сыграла совсем юная и почти неузнаваемая Наталья Андрейченко, молодого барина – Игорь Костолевский, только проснувшийся знаменитым после «Звезды пленительного счастья».
Цикл короткометражных мультфильмов по сказам
Полнометражные игровые киносказки на Свердловской киностудии всегда были редким жанром, а с появлением и развитием мультипликационного подразделения – вовсе «переехали» в анимацию. Тот же Олег Николаевский, который поставил «Тайну зеленого бора», стал режиссером трех короткометражных кукольных мультфильмов по «Малахитовой шкатулке» и «Каменному цветку». Николаевский уже в качестве актера озвучивания причастен к экранизации «Золотого волоса».
Для «Союзмультфильма» свою «рисованную» версию «Каменного цветка» – «Горный мастер» – выпустила легендарная Инесса Ковалевская, создательница «Бременских музыкантов» и «Чучела-мяучела».
Кроме того, свет увидели аж две анимационные версии «Серебряного копытца», «Огневушка-поскакушка» и «Травяная западенка».
Синюшкин колодец и Огневушка-Поскакушка
Свердловское телевидение подхватило упущенную киностудией тему и к столетию Бажова выпустило две получасовые короткометражки по сказам. Обе снял Михаил Шаров, бывший юрист, артист московских театров, а с 1969 года – бессменный режиссер Свердловского телевидения.
Что та, что другая сегодня интересна возможностью взглянуть на легенд свердловских театров – Нину Лаженцеву, Павла Федосеева, Евгения Агурова, а также на молодых тогда Игоря Локотанова, Владимира Кабалина, Татьяну Малягину, Вячеслава Белоусова.

Тайная сила
Следующий «подход» к Бажову уральские кинематографисты сделали в начале нового века. Подход был, в целом, амбициозный: недурные для того времени спецэффекты, московские звезды в главных ролях – восходящая Нонна Гришаева, популярные Алексей Булдаков, Людмила Чурсина, Татьяна Лютаева. Главный концепт: перенести бажовских персонажей в наше время –скорее не сработал, как-то не очень хорошо рифмовались пьющий Данила-мастер и циничный воротила Полоз с общим настроем создателей на семейную сказку.
Золотой полоз
Самый свежий на сегодня фильм по Бажову снят аж в 2007 году Владимиром Макеранцем. Легендарный уральский драматург Геннадий Бокарев использовал для сценария сюжеты трех сказов: дилогию о Полозе и двух братьях, Коське и Пантюхе, а также сказ о старателе Жабрее. В кадре: молодой Олег Ягодин с привычной отрицательной харизмой, Олег Гетце, Вячеслав Кокорин, Елена Стражникова и музыкант Евгений Бунтов.
Фильму отчаянно не хватает хронометража: событий в сюжете хватило бы на небольшой сериал, а в полном метре все это превращается в скороговорку.

Следы Бажова
Несмотря на то, что фильмов непосредственно по произведениям Бажова у нас набралось немного, многие режиссеры используют мотивы его сказов в своих сюжетах, особенно любят образ суровой горной хозяйки, повелительницы камня и золота.
«Книга мастеров» (2010) самый известный пример такого «заимствования». Впрочем, фильм российского подразделения «Дисней» подтянул сюжеты и мотивы не только у Бажова: в сказочной окрошке уже было не особо важно, где местный Данила-Мастер, а где русалка на ветвях сидит.
Российско-китайский проект «Волшебный портрет» (1997) тоже использовал Хозяйку в своих целях: с одной стороны, каменная княжна осложняет путь главного героя Ивана из пряничного русского города в далекий Китай, а с другой, дарит ему волшебное оружие.