Для открытия нового сезона Урал Опера Балет готовит сочинение 45-летней давности в экспериментальном формате оперы-читки.
Новый 111-й театральный сезон Урал Опера Балет откроет концертным исполнением оперы Андрея Петрова «Пётр Первый», рассказывающей о жизни Петра с его восшествия на престол и заканчивая победой над шведами. Андрей Петров больше известен публике своими киноработами, его музыка звучит в фильмах Эльдара Рязанова, Георгия Данелия, Владимира Хотиненко, Алексея Германа. Но писал композитор и для музыкального театра. В 1976 году за оперу «Пётр Первый» он получил Государственную премию СССР, премьера состоялась в Ленинградском театре оперы и балета. В Свердловске спектакль был поставлен в 1978 году дирижёром Евгением Колобовым и режиссёром Юрием Петровым, в репертуаре Театра оперы и балета «Пётр Первый» шёл восемь сезонов.
Вновь к постановке обратились в преддверии 350-летия со дня рождения Петра Первого, оперу представят в концертном исполнении в формате читки. Формат популярен в драматическом театре, но на сцене Урал Оперы такое происходит впервые. Режиссёр-постановщик спектакля Надежда Столбова, дирижёр Константин Чудовский.
«Опера написана так, что там много действий, физических перемещений, которых нет в тексте. И стало понятно, что без актёрского существования это сделать невозможно. Для драмы история с читкой – это суперпопулярная вещь. Я не надеваю костюм, у меня нет декораций, но я взаимодействую с партнёром и текст оживает. У зрителя есть живое представление о тексте, с одной стороны прожитое артистом, с другой стороны – ему не представлен визуальный ряд, у него есть возможность домыслить, как в детстве аудиосказка. Для оперных артистов формат опера-читка новый. Они отрываются от нот, у многих артистов возникло желание каких-то действий, передвижения по сцене – будет достаточно много импровизации. Даже у хора есть импровизация, что в оперном театре очень редко бывает», – рассказывает режиссёр-постановщик спектакля Надежда Столбова.
В постановке присутствует ведущий – ему отданы звуковые эффекты, такие как стук копыт и звон бокалов, и здесь тоже без импровизации не обойдётся. Над оперой работает два состава, учитывая импровизационный момент, оба премьерных показа будут отличаться друг от друга.
В масштабном трёхчастном произведении были выполнены купюры – авторы оставили важные исторические события, избавившись от некоторых лирических фрагментов и второстепенных персонажей. Жанр музыкальных фресок, в котором написано произведение, позволил это сделать без потери для смысла. Содержательно постановку дополнят тексты на большом экране.
«Мы не историки, поэтому никак не интерпретируем события, мы ссылаемся на тех, кто работал с архивными документами. На экране тексты из официальной истории на протяжении двух столетий – цитаты историков XIX-XX века, высказывания Пушкина, Соловьева, Радищева, Чернышевского», – рассказывает Надежда Столбова.
«У Петра Первого есть свои поклонники и противники, отражается это и в искусстве, литературе. В нашей опере создается светлый образ Петра. Сильный, крепкий, он ведёт Россию к переменам и светлому будущему. Образ отчасти хрестоматийный и многим известный – его я и буду воплощать на сцене. В целом работать над оперой было приятно. Для баса исполнить партию Петра Первого – это большая честь», – поделился солист Урал Оперы Михаил Коробейников.
Премьера концертного исполнения оперы «Пётр Первый» состоится 8 и 9 сентября 2022 года. Возможно, в дальнейшем пройдёт ещё несколько показов, но в репертуар театра включать спектакль не планируют.