Урал Опера презентовала балет Сергея Прокофьева «Каменный цветок» 

В новом спектакле вместо ожидаемого малахита зрители увидят огненную медь. 

Это вторая постановка «Каменного цветка» в театре, впервые спектакль был поставлен в 2008 году. В основе музыка балета Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке» и либретто Леонида Лавровского и Миры Мендельсон-Прокофьевой, написанного по «Малахитовой шкатулке» Павла Бажова в конце 1940-х годов. 

Учитывая, что с момента создания балета прошло 75 лет, команда сохраняет ключевые сюжетные линии, но работает с материалом с учетом сегодняшнего дня и современного художественного опыта. Выполнена новая редакция балета Прокофьева – музыкальным руководителем проекта стал Павел Клиничев. Антоном Пимоновым создана оригинальная авторская хореография. Либретто использовано как основа для создания собственной уральской мифологии – драматургом постановки стал Богдан Королек, а художник Юлиана Лайкова, дебютировавшая в Урал Опере в «Сказках Перро», сейчас выступает в качестве сценографа, автора костюмов и режиссера. 

Главным местом действия балета станет Медная гора, а основной фактурой – не малахит, а медь. Каменный цветок из привычного малахитово-зеленого превратится в огненно-медный. 

«В художественном смысле малахит – это всегда характерные зеленые разводы. Мы начали искать, о чем еще может идти речь. Малахит – это производная медной руды, малахит на поверхности означает место, где ее можно добывать. И это дало нам возможность смотреть и на каменный цветок, и на графику совершенно под другим углом. Уйти от привычного зеленого цвета, но не уйти от правды, потому что об этом написано и в сказах Бажова, это заложено и в самой структуре камня», – рассказывает режиссер и художник-постановщик спектакля Юлиана Лайкова.

Отношения между бажовскими персонажами также выстроились по-новому. Привычное распределение: любящая Данилу Екатерина, Хозяйка Медной горы, которая не отпускает мастера, негодяй и пьяница приказчик Северьян. Авторы спектакля используют тот же прием, что и в «Сказках Перро», делая героев человечнее и лишая их характеры однозначной окраски. На того же Северьяна драматург Богдан Королек предлагает взглянуть иначе – возможно, дело в негласном договоре с Хозяйкой Медной горы, которая дает ему богатства в обмен на жизнь. Тайну судьбы Северьяна раскроют во втором действии.

«Лавровский и Мендельсон очень вольно обратились с первоисточником Бажова, мы этот мир принимаем, но достраиваем и додумываем его, придумываем нашу уральскую метавселенную. Действие происходит на Медной горе где-то на Урале. Мы представляем себе, что по народному поверью, с какой-то периодичностью все подземные богатства Медной горы собираются воедино. Здесь это будет и декорационная часть, и огромный кордебалет – это все и есть каменный цветок. Данила – единственный из всей артели, кто умеет находить красоту там, где ее не видят другие. Готов ли он пойти дальше, узнать все тайны творчества? Хозяйка приглашает его к себе, но выдержит ли он испытания, увидев каменный цветок, и что будет дальше – это и есть главный вопрос», – рассказывает драматург балета Богдан Королек.

Создатели уральской метавселенной намекают о персонаже по имени Пес, которому предстоит сыграть важную роль в истории – но подробности не раскрывают. Зато делятся финалом – в отличие от апофеоза, которым завершалась предыдущая версия балета, «Каменный цветок» образца 2025 года будет по духу ближе к музыке Прокофьева – тревожной, но оставляющей у зрителя надежду. 

Премьера балета «Каменный цветок» состоится в Урал Опере 4, 5, 6 апреля 2025 года. (12+) 

Также Культура Урала рассказывала об опере «Снегурочка», которая также сейчас готовится к постановке в Урал Опере.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Валерия Костюник
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл