В программе, посвященной 80-летию Уральского народного хора, есть один из ярких и колоритных номеров – «Уральская свадьба», в котором заняты все творческие и технические подразделения коллектива. Сценическое действие, основанное на традиционном многодневном обряде уральцев, идет около пяти минут. Мы решили узнать у участников номера, сколько времени заняла у них его подготовка.
Илья Постников, исполнитель оркестровой группы, балалаечник:
Самое главное в работе над номером – осознать художественный замысел, тогда легче становится понять партитуру, раскрасить ее, внести смысловые акценты. Потому что когда мы оркестром отдельно начинаем разбирать партитуру, то видим только текст и не знаем каких-то нюансов, обычно на это уходит неделя. Самое интересное, когда начинаются сводные репетиции, вот там мы подключаемся к замыслу, что-то убираем, что-то добавляем, украшаем – в общем, импровизируем и пытаемся соответствовать настроению, особенно в финале, когда струны у балалайки должны буквально звенеть.
В целом, партитура «Уральской свадьбы» для меня не такая сложная, как, например, песня «Мы на лодочке катались». Там у меня сольная партия, я ее играю пять лет и каждый раз пытаюсь придумать для нее что-то новое.
Мария Васильева, артистка балета:
У меня в «Уральской свадьбе» одна из главных ролей – невеста. Работали мы с балетмейстером достаточно быстро, примерно, неделю, он одновременно ставил и рисунок, и движение. Но каждый из нас тоже включен в творческий процесс, мы должны дополнить элементы танца, усложнить их в соответствии с характером своего персонажа.
Одна из главных сложностей номера – совместная работа на сцене с хором, мы должны действовать как единое целое, гармонично сосуществовать. Это далось нелегко.
Кроме того, мы все время должны быть в образе – у нас же свадьба, веселье. Зритель должен верить, что у нас на самом деле счастье, радость и любовь, что мы не устаем, выполняя даже самые сложные движения.
Евгений Захаров, звукорежиссер
Главная и сложная задача у звукорежиссера в таких «многонаселенных» и масштабных номерах, как «Уральская свадьба» - распределить звук на несколько планов, чтобы балет, который работает на первом плане, не забивал своим шумом хор, который стоит на втором и третьем. Для этого мы вместе с художественным руководителем, хормейстером, балетмейстером совместно создаем партитуру во время репетиций: ищем, пробуем, что-то утверждаем, что-то отметаем. В итоге получается программа для звуковой аппаратуры, которая запускается во время концерта. Если вручную работать, то просто рук не хватит, слишком много настроек надо постоянно менять. Для «Уральской свадьбы» такая программа составлялась и утрясалась примерно месяц.
Наталья Попова, хормейстер
Работа хора начинается с разучивания партитуры, в среднем, на это уходит неделя, «Уральская свадьба» тоже не стала исключением.
Главная сложность начинается во время сводных репетиций: поскольку мы хор современный, то не должны просто стоять на месте, мы танцуем. И вот начинается: то слова кто-то забудет, пока движения учит, то с балетными столкнутся, да еще хореографу надо, чтобы артисты хора двигались интереснее и ярче. Начинаешь искать компромиссы, ведь хор должен в первую очередь выдать качественный вокальный продукт.
Хорошо, что сейчас молодые исполнители приходят подготовленные: сегодня в хоровых колледжах дают базу по хореографии, хотя бы не возникают вопросы о положении рук и позициях ног.
Зинаида Пермякова, заведующая костюмерным цехом:
Наш цех – костюмеры, швеи, обувщик – начинает работу над номером задолго до первых репетиций, когда художественный руководитель ставит нам задачу. Для каждого номера мы подбираем костюм, обычно все необходимое находится в наших запасниках, так семь персонажей из десяти в «Уральской свадьбе» мы одели, что называется, с «подбора».
Костюмы жениха и невесты пришлось шить «с нуля», вместе с худруком и дизайнером долго подбирали правильные ткани, фасоны, важно, чтобы они соответствовали единой картине замысла. После первых репетиций оказалось, что костюмы жениха и невесты не вписываются в общий стиль, пришлось переделывать. И не один раз. Месяца три-четыре мы точно с ними провозились: доводили до ума, перешивали – все ради того, чтобы картина была идеальной.
Николай Зайцев, художественный руководитель Уральского хора:
Сложно однозначно сказать, в какой момент началась работа над этим номером и сколько времени она заняла лично для меня. Работе с артистами хора, с танцовщиками, с цехами предшествовала моя длительная внутренняя работа по осмыслению формы действа. Как уложить три основных дня крестьянской свадьбы (а именно столько они длились в деревнях) в пять минут номера? Где найти материал: сегодня в деревнях так не играют свадьбу, так что были долгие поиски материала в архиве Уральского хора и не менее мучительный отбор. Поиск сценического решения, которое одинаково можно было и вписать в пространство театра «Русской песни», и показать его в сельском дворце культуры. А ведь это все происходит до того, как подключаются цеха, артисты, музыканты…
Могу сказать только, что пять минут «Уральской свадьбы» – это огромный фрагмент моей жизни.
Помимо «Уральской свадьбы» в концертную программу, посвященную 80-летию Уральского народного хора, вошли образцы разного народного жанра: рекрутская «Прогудел гудок нежданный», «Под окном черёмуха колышется», плясовая «Я сажу, сажу капустку», страдания и частушки, вокально-хореографическая композиция «Матушка Россия», «Пока плачет Богородица», «Русь молодая», танцевальные картинки на традиционные уральские наигрыши: «Потихоня», «Уральская барыня», «За околицей» и многие другие.
Концерт стал настоящим музыкальным действом, сочетающим в себе традиции народного театра и современного концертного шоу, традиционные наигрыши и новые аудиовизуальные технологии в программе, еще больше раскрыв богатство творческих граней Уральского народного хора.