Уральский филармонический оркестр представил Концерт для двух фортепиано с оркестром Ольги Викторовой в Зарядье и Мариинском театре.
В Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге состоялась тройная премьера сочинения «Все началось с Артуриных кроссовок» уральского композитора Ольги Викторовой. Впервые произведение прозвучало на Фестивале фортепианных дуэтов в Свердловской филармонии, затем Уральский филармонический оркестр под руководством Дмитрия Лисса и русско-французский дуэт Людмилы Берлинской и Артура Анселя отправились на гастроли в столицы. Артистам и автору зрители бисировали стоя.
«Это очень редкий случай, когда в знак восхищения и уважения к оркестру и исполнительской манере весь зал встал и стал аплодировать. Это был настоящий триумф, – поделился гость концерта в Мариинском театре композитор Вадим Биберган. – Композитор так здорово распорядился звучностью двух фортепиано с оркестром. Некоторые вещи были для меня удивлением. Как свободно и мастерски Ольга Викторова пользуется возможностями инструмента. Это большая творческая удача автора».
Концерт «Все началось с Артуриных кроссовок» написан Ольгой Викторовой в рамках проекта Союза композиторов России «Ноты и квоты» по заказу Уральского филармонического оркестра и Национального оркестра Иль-де-Франс для дуэта Берлинская-Ансель. Рожденную в воображении композитора «игру ног» на рояле в реальности передает кластерная техника – игра «гроздьями» пальцев, ладонью, кулаками, локтями. Помимо этих эффектов композитор использует шумовые инструменты – игрушечные пищащие молоточки и полицейский свисток.
«Музыка, с одной стороны, явно резонирует с сегодняшним днем, с другой – это классический концерт в трех частях. В нем есть и шутка, и хулиганство. Первое, что я увидел, когда открыл ноты –это безумно трудно для солистов и для оркестра. Надо отдать должное всем участникам исполнения, которые приложили максимум усилий для того, чтобы премьера стала возможной», – поделился главный дирижер Уральского филармонического оркестра Дмитрий Лисс.
«В таком сочинении, как этот концерт, имеются свои определенные особенности и трудности. Когда нет привычной точки опоры, когда постоянно меняются темпы и не за что уцепиться уху музыканта. Мы как будто все идем из разных точек и должны сойтись вместе в финальной, найти гармонию в звучании, какое-то музыкантское согласие, чтобы произведение начало жить своей жизнью», – говорят Людмила Берлинская и Артур Ансель.
Дальнейшая сценическая судьба концерта Ольги Викторовой известна: в ближайшие три года Людмила Берлинская и Артур Ансель являются единственным фортепианным дуэтом в мире, который может представлять сочинение. Вскоре оно прозвучит на фестивале во Франции.
Также Культура Урала рассказывала о мировой премьере «Хармс-оратории» Александра Жемчужникова, которая состоится 12 ноября.