
Написал 200 песен, стал Почётным гражданином Нижней Салды, Екатеринбурга, Свердловской области. Народным артистом России. Прожил без пяти сто лет. Его песни, написанные 70 лет назад, поют до сих пор.
Народный как «Москвич»

Ему не удалось обогнать в славе своих кумиров Исаака Дунаевского или Леонида Утёсова. Зато написанный композитором Евгением Родыгиным хит «Уральская рябинушка» стал заграничной визиткой СССР раньше «Подмосковных вечеров» Василия Соловьева-Седого. «Подмосковные вечера» и «Уральскую рябинушку» разучивали в странах, где преподавали русский язык, более полувека, а «Едут новосёлы по земле целинной» долгое время была одной из популярнейших песен Казахстана.
Первой машиной, которую приобрел Евгений Родыгин, стал «Москвич» — в меру надежное народное средство передвижения. Он и сам был таким — народным. Понимающим, что нужно обычному человеку. Такому, который тяжело трудится на заводе, которому хочется радости и тепла. Этого заряда у Родыгина было в избытке. Композитор был невероятно популярен у представителей того поколения, которое переселилось из деревни в город, но еще не до конца рассталось со своим народным прошлым. Оно устремилось учиться, завоевывать, осваивать, трудиться ради светлого будущего. В песнях Родыгина много движения, света. В них есть динамика и неторопливость. Кажется, мы вместе идем не по городу, в котором ритм жизни учащен, а по деревенской окраине, где все друг друга хорошо знают.
Родыгин смог дать уральцам, которых считали жесткими и грубоватыми, нежность. А она у них есть, хотя часто скрыта за суровой маской. Ведь называют жители Екатеринбурга исторический центр ласково: «Плотинка», а не плотина. Вот и Евгений Родыгин в название своей самой успешной песни вставил не рябина, а рябинушка. Даже если в его песнях есть конфликт, музыка настолько оптимистична, что она выравнивает переживания. «Кто из них желаннее, руку сжать кому? Сердцем растревоженным так и не пойму…» Девушка не может выбрать из двух парней. Хорошо, значит у неё есть выбор. Если «Белым снегом, белым снегом ночь метельная ту стёжку замела...» У девушки уже была большая любовь и, может быть, чувства вернутся.
Уральская мечта и фарт

Евгению Родыгину, как и каждому выходцу с Урала, пришлось попрыгать на волнах жизни, прежде чем достичь успеха. Возможно, на его примере можно описать уральскую мечту XX века (по аналогии с американской). Вырваться из рядовых, обеспечить себя и семью, сделать что-то полезное, чтобы заслужить общественное признание. В потоке энергичных и талантливых проявить себя поможет только то, что называют фартом. Счастливым случаем один на миллион.
Что было у Евгения Родыгина? Довоенная юность в рабочем поселке, где самым большим событием были гастроли московского певца. Но именно они зажгли в парне желание стать известным. Только не слишком понятно было, как это сделать? Война начала переставлять фигуры, подвигая Евгения к ключевой встрече в его жизни. В 1941 году на войну он не попал. Был слишком молод, еще школьник. Через два года оказался на фронте, но не как доброволец и не по призыву. Вскочил с баяном под мышкой.
В 16 лет в Нижней Салде, которую он считал родным городом, Родыгин заменил своего наставника — руководителя ансамбля баянистов. Того призвали в армию. Юного баяниста-руководителя, который к тому же неплохо пел, увидел известный композитор Анатолий Новиков, автор знаменитой «Смуглянки». В Свердловск был эвакуирован Союз композиторов СССР и несколько творческих коллективов, которые ездили по городам Урала, давая концерты. Новиков пригласил Родыгина в Московский профсоюзный ансамбль песни и пляски. Евгению хватило выдержки закончить школу, получить аттестат и только потом отправиться поступать в ансамбль. Его приняли, но в ансамбле он был одним из многих. Когда годы спустя Родыгин уже как композитор встретился с Анатолием Новиковым, тот даже не смог его вспомнить. Рядовые артисты почти голодали, а на славу или продвижение надеяться не приходилось. В 1942 году коллектив вернулся в Москву. После концерта в Колонном зале Дома Союзов Родыгин сбежал на фронт, присоединившись к друзьям. Попал в комендантский взвод. Стал командиром отделения, сержантом. С баяном не расставался и при любом удобном случае играл и пел.
Принимал участие в боях на реках Проня, Днепр и Одер. Был награжден медалью «За отвагу». Тяжелое ранение настигло его почти в конце войны. Чуть не погубило умение водить мотоцикл. 23 апреля 1945 года сержанта Родыгина отправили передать документы в штаб. Он единственный умел ездить на мотоцикле. Артиллерийский обстрел. Контузия, выбитый зуб, обе ноги перебиты в бедрах. Пока лежал в госпитале в Лодзи, развлекал всех игрой на аккордеоне. Верный баян где-то сгинул. Играл лежа. По госпиталю его носили прямо на койке — вставать не мог, ноги в гипсе, но играл. Тогда же решил ехать в Свердловск, поступать учиться на композитора.
Простая судьба простого человека. Фронтовик, баянист, схвативший основы музыкальной грамотности в детстве, поступил на композиторский факультет Свердловской консерватории.
Квартира от Хрущева и вольные хлеба
Родыгин был одним из немногих, кто смог трудоустроиться по специальности – заведующий музыкальной частью Уральского народного хора. Только оказалось, что выстроенная им конструкция: он композитор, у него есть песни и хор, который будет их петь, не работает. Каждую песню приходилось выводить на большую сцену едва ли не обманом. Бажов адаптировал уральский фольклор, перетопив его в сказы. Родыгин создал авторские произведения, которые стали народными.

Он написал несколько песен, которые стали популярными, но признание каждой из них шло через огромное сопротивление руководителя хора. В какой-то момент он не выдержал, подал заявление об уходе. Рассчитывал, что позовут, предложат возглавить коллектив, ведь в тот момент его песни уже пела вся страна. Не случилось. Зато генеральный секретарь Никита Хрущев, услышав песню «Едут новосёлы по земле целинной», посчитал её политически правильной. Родыгина тут же приняли в Союз композиторов СССР и дали трехкомнатную квартиру. А дальше композитор Евгений Родыгин начал жизнь «на вольных хлебах». Поиски заказов на музыку, концерты, вечера встреч, поездки. Звучит романтически, но на практике это могло быть 43 концерта за полтора месяца в составе поездов искусств. Вагоны с деятелями культуры и оборудованием перемещались от города к городу. Формировалась сквозная программа, в которой могли участвовать Симфонический оркестр филармонии, Уральский хор, Муслим Магомаев, Николай Рыбников, Евгений Родыгин и другие артисты.
Никогда не участвовавший в политических демаршах, Родыгин, вернее, несколько написанных им произведений, на несколько лет оказались под запретом. Автор текстов «Свердловского вальса» и «Белым снегом» и оперетты «Екатеринбургский бал», Григорий Варшавский, эмигрировал в Израиль. Произведения эмигранта были изъяты из репертуара. Сам Родыгин не спорил с властью по политическим мотивам, и поступок Варшавского он так и не понял.
Увлечения Евгения Родыгина были близки образу жизни его целевой аудитории: хорошая компания с неизменным присутствием женщин, теплые застолья, забота о своём автомобиле. Стычки и союзы в профессиональном кругу, зарабатывание денег своим трудом, семья с женой и детьми. Всё как у людей. Только на полшага впереди.
Жизнь как апокриф
Он мчался весь XX век, ухватив за хвост уральскую мечту. Стал известен, без излишества обеспечен, любим людьми. С разбегу перескочил в XXI век, оставив далеко позади всех своих друзей и недругов, все конфликты, сложную иерархию советской культуры. Уже давно гремел рок, тяжелый металл, читали рэп, а Евгения Родыгина приглашали, чтобы он, растянув мехи баяна, задушевно начал: «Вечер тихой песней…». И кто-то из слушателей обязательно не мог сдержать слез, так пробирала знакомая мелодия.
История Евгения Родыгина еще при его жизни мало-помалу превращалась в апокриф, где байки выглядели так же логично, как и реальные события. Кто теперь скажет, был ли тот самый «родыгинский мост», когда он, заснув за рулем, пробил ограждение и спикировал на проходящий товарный вагон и только там пришел в себя? Наверное, будут стремиться распрямить ядрёную жизнь уральского мужичка, так до конца и не переодевшегося в барина.
К тому, что имел, относился бережно, но без щегольства. Главное, чтобы было удобно, прилично и надёжно. Квартира всю жизнь была та же – полученная по распоряжению Никиты Сергеевича Хрущева. Пианино, купленное еще во времена студенчества, на деньги, заработанные игрой в клубах. Книги. Без претензии на современную роскошь и сверхприбыль.
Поколение Евгения Родыгина свою жизнь провело в борьбе. Не удивительно, что и он в 70 лет начал изучать английский язык, освоил компьютер и на нем записывал новую и старую музыку, в 80 увлекся чтением античных философов, в 90 стал моржевать. Умер в 95, став самым уральским из всех признанных композиторов.